ИБН РУШД

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИБН РУШД
Ибн Рошд) Абу-л-Валид Мухаммед ибн Ахмед (лати-низир. Аверроэс) (1126-1198) -араб. философ. Большинство филос. соч. И. Р. представляют собой комментарий к трудам Аристотеля. Вслед за Аристотелем И. Р. выдвинул идею абстрактного мир. разума (нуса) - единой безличной субстанции, общей для всех людей и воздействующей на отд. души извне. В соответствии с этим он отрицал бессмертие индивидуальной души, считая бессмертным в целом человечество. И. Р. был одним из создателей учения о «двойств, истине». Это выражало стремление освободить науку и философию от гнета и контроля религии. Взгляды И. Р. оказали большое влияние на развитие анти-церк. и материалистич. мысли.

Источник: Атеистический словарь

ИБН РУШД

средневековый араб. философ и ученый, живший в Испании в период Кордовского халифата. Не порывая с мусульманской религией, И. Р. доказывал вечность и несотворенность материи и движения (их “совечность” богу), отрицал бессмертие индивидуальной души и загробную жизнь. И. Р. обосновал учение о двойственной истине. Он подверг критике мистицизм мусульманского теолога Аль-Газали. Комментарии И. Р. к соч. Аристотеля сыграли большую роль в ознакомлении европейских философов с античной философией. Учение Аверроэса (Аверроизм) жестоко преследовалось мусульманской и христианской ортодоксией. Осн. соч.: “Опровержение опровержения”, “Рассуждение, выносящее решение относительно связи между философией и религией”.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ИБН РУШД
(1126— 1198) — араб. философ, представитель вост. аристотелизма. Жил в Андалузии и Марокко, был врачем и судьей при дворе Альмохадов. Незадолго до смерти подвергался гонениям как еретик. Автор энцикл. мед. труда в 7 кн. И.Р. написал более 50 филос. соч., среди к-рых видное место занимают «большие», «средние» и «малые» комментарии к работам Аристотеля (поэтому получил в ср.-век. Зап. Европе почетное прозвище «Великий комментатор»). Из собственно филос. трудов И.Р. наибольшее значение имели «Опровержение опровержения» (ответ на «Опровержение философов» Абу-Хамида Газали) и «Рассуждение, выносящее решение относительно связи между философией и религией». В последнем излагаются воззрения, на основе к-рых в Зап. Европе позже возникла т.н. теория двойственной истины. Утверждая вечность мира и безначальность первоматерии, И.Р. понимал сотворенность мира в том смысле, что Бог, «совечный» миру, превращает в действительность потенциальные формы первоматерии. Обществ. идеалы И.Р. основывались на «Государстве» Платона. Соч.: Опровержение опровержения. Киев; СПб., 1999; Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX—XIV вв. М., 1961; Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969. Т. 1. Лит.: Сагадеев А.В. Ибн Рушд (Аверроэс). М., 1973. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ИБН РУШД
Ибн Pошд Абу-ль-Валид Мухаммед ибн Ахмед [латинизированной - Аверроэс (Averroes)] (1126, Кордова - 1198, Марракеш, Марокко),араб. философ, представитель вост. аристотелизма. Жил в Андалусии и Марокко, занимал должности судьи и придворного врача, незадолго до смерти подвергался гонениям как еретик. Автор энциклопедия, мед. труда в 7 кн. Большинство филос. соч. И. Р. представляет собой комментарий к трудам Аристотеля; получил почетное прозвище Комментатора. В трактате «Опровержение опровержения» И. Р. отверг нападки Газа ли и др. теологов на философию, отстаивая права разума в познании. Высказанное им разграничение т. н. рациональной религии (доступной немногим образованным) и образно-аллегорич. религии (доступной всем) явилось в дальнейшем одним из источников теории двойственной истины. Утверждая вечность мира и безначальность первоматерии, он понимал сотворенность мира богом в том смысле, что бог, «совечный» миру, превращает в действительность потенциальные формы первоматерии. Абстрактный мировой ум (нус) в аристотелевском его понимании рассматривается И. Р. как единая безличная субстанция, общая для всех людей и воздействующая на отд. души извне. В соответствии с этим он отрицал бессмертие индивидуальной души. Эти рационалистич. тенденции аристотелизма И. Р. оказали большое влияние на развитие европ. ср.-век. философии (см. Аверроизм). Обществ. идеалы И. Р. основывались на «Государстве» Платона.

Источник: Советский философский словарь

Ибн Рушд
(латинизиров. форма его имени - Аверроэс; 1126—1198)—великий арабский философ. Род. в Кордове, ум. в Марокко. И. Р. был философом, развивавшим материалистич. элементы в аристотелизме, глубоким мыслителем, создавшим собств. филос. систему. Признавая существование бога, И. Р. не считал его творцом материи, учил, что материя безначальна, вечна и не может исчезнуть. Движение, по его учению, как и материя, вечно, не может быть никем остановлено и является потенцией материи. В материальном мире господствует необходимость, к-рой подчинен и бог. Не признавая сотворения мира богом, он отрицал также светопреставление, воскресение из мертвых, загробную жизнь. И. Р. считал также, что человеч. душа тесно связана с телом, неотделима от него и в качестве индивидуальной не бессмертна; бессмертны в целом человечество, его всеобщий интеллект, коллективный разум - умств. деятельность всех человеч. поколений. Разум человека способен познавать истину. И. Р. был одним из создателей прогрессивного для того времени учения о «двойств. истине», согласно к-рому достижения научно-филос. мысли не обязательно должны согласовываться, совпадать с религ. учениями. Это выражало стремление освободить науку и философию от гнета, контроля духовенства, богословия, В своем выдающемся произв. «Ниспровержение ниспровержения» И. Р. решительно выступил против консерватизма и мистицизма мусульм. ортодоксального богослова Газали, автора обскурантистского соч. «Ниспровержение философов» и общепризн. в исламе «столпа правоверия». Учение И. Р. оказало сильное и благотворное воздействие на развитие философии в европ. странах. Против него боролось и мусульм., и христ. духовенство.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ИБН РУШД

арабский философ, государственный деятель Кордовского халифата, врач, астроном. Был в Андалузии судьей, придворным врачом. Бежав от преследования, умер в Марокко. Не порывая с исламом, развивал в комментариях к трудам Аристотеля его материалистические идеи о вечности и несотворенности материи и движения, выдвинул идею абстрактного мирового разума (нуса) как единой безличной субстанции, общей для всех людей и воздействующей на отдельные души извне. Выступал как защитник рациональной философии. Развивал идеи вечности материи и движения, бытие Бога принимал как первопричину сущего, противопоставлял Бога как чистый разум - Богу как волевому началу. По И.Р., движение столь же вечно и неуничтожимо, как и первоматерия. Материальный мир бесконечен во времени, но ограничен в пространстве. Время существует и доступно измерению благодаря движению. Движение - возникновение, изменение и разрушение - содержится как возможность в материи. В природе царит строгая необходимость, утверждения богословов о вмешательстве Бога в дела мира несостоятельны. Бог у И.Р. - сердце космического организма и действует по необходимости, а не предписывает ее. И.Р. отрицал бессмертие индивидуальной души, а бессмертным считал человечество в целом. Выступил одним из создателей учения о "двойственной истине". Разделяя процедуры постижения религии на рациональную, доступную образованным людям, и образно-аллегорическую, доступную всем, говорил о необходимости освобождения научного знания и философии от влияния богословия, чем вызывал критику со стороны духовных оппонентов. Выдвинул тезис о возможности несовпадения научных и религиозных догм. Отвергал светопреставление, воскрешение из мертвых, загробную жизнь. Учение И.Р. (аверроизм) преследовалось не только мусульманской,
но и христианской ортодоксией. Комментарии И.Р. к сочинениям Аристотеля способствовали ознакомлению европейских мыслителей с античной философией. В этих комментариях И.Р. впервые использовал "свободный комментарий", не использовавшийся в те годы в подобной практике. Он включал в себя три версии: а) в тексте не разделялись авторский и собственный текст, б) комментировался каждый параграф текста, и: в) разрабатывался комментарий, в котором сохранялась структура авторского текста, отделенная от комментария. Последний принцип заложил традицию работы с текстами в последующее время. Известна также работа И.Р. с комментариями к "Государству" Платона. Работа И.Р. "Рассуждение, выносящее решение относительно связи между мудростью и религиозными законами" включала также размышления о социальном строе общества и о политике. В области государственного строительства выступал за построение справедливого общества, против использования женщин в качестве рабынь, за равноправие женщин и их участие в государственных делах. Важное значение имело написание И.Р. на арабском языке сочинения "Опровержение опровержения", в котором автор выступил с опровержением мистицизма и подверг критике оккультизм, проповедуемый в сочинениях мусульманского теолога Аль-Газали ("Опровержение философов"). Выступал против аскетизма и мистики, утверждая, что к совершенству ведет главным образом философское познание. В области медицины И.Р. был автором энциклопедического руководства в 7 частях "Книга общих принципов медицины", переведенного на латинский язык в Падуе в 1255. Известен также астрологическими и астрономическими сочинениями. Взгляды И.Р. оказали большое влияние на развитие свободомыслия.

Источник: История Философии: Энциклопедия

ИБН РУШД

Абу-ль-Валид Мухаммед ибн Ахмед ибн Мухаммед [латинизированное – А в е р р о э с (Averro?s)] (1126–98) – араб. мыслитель, развивавший материалистич. стороны учения Аристотеля и положивший начало аверроизму. Род. в Кордове (Испания), служил кадием (судьей) в Севилье и Кордове, был придворным врачом эмиров Юсуфа и аль-Мансура. За свободомыслие подвергался преследованиям, находился в изгнании, умер в Марокко. Большинство филос. произведений И. Р. представляет собой комментарии к трудам Аристотеля (свободный комментарий, где авторский и комментаторский тексты не разделялись; средний, в к-ром цитировался и комментировался каждый параграф текста; большой комментарий, сохраняющий структуру авторского текста, четко отделенного от комментария. Этот последний тип комментария стал впоследствии традиционным). Важное значение в истории философии имело написанное на араб. яз. соч. И. Р. "Опровержение опровержения" ("Тахафут аль-тахафут"; в рус. пер. фрагменты в кн.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX–XIV вв., М., 1961; нем. пер. в кн.: Horten M., Die Hauptlehren des Averroes nach seiner Schrift. Die Widerlegung des Gazali, 1913; англ. пер. – The incoherence of the incoherence, transl, by S. van den Bergh, v. 1–2, L., 1954), направленное против сочинения мистика и реакционера аль-Газали "Опровержение философов". В противоположность религ. учению о сотворении мира богом, И. Р. твердо стоял на той т. зр., что первоматерия (materia prima) несотворима и не может исчезнуть. Признавая бытие бога, И. Р. считал, что оно не предшествует бытию материи, а "совечно" ему и что функция божества – превратить потенциальные, внутренне присущие первоматерии формы в действительные. В этом смысле И. Р. и утверждал, что "творения" нет. Движение столь же вечно и неуничтожимо, как первоматерия. Материальный мир бесконечен во времени, но ограничен в пространстве. Время существует и доступно измерению только благодаря движению. Движение – возникновение, изменение и разрушение – содержится как возможность в материи. В природе царит строгая необходимость, и утверждения мутакаллимов о постоянном вмешательстве бога в дела мира несостоятельны. В таком истолковании бог превращался у И. Р. как бы в "первый двигатель", в сердце космич. организма; бог сам действует по необходимости, а не предписывает ее. Эта концепция представляет собой материалистич. обработку учения Аристотеля, хотя она и сочеталась у И. Р. (как и у нек-рых др. араб. философов) с элементами неоплатонизма и вост. религ. традицией: между богом и реальными вещами мира находится ряд промежуточных инстанций (одушевленные небесные тела и т.п.). В учении о "едином интеллекте" И. Р. выступал как объективный идеалист, но индивидуальную душу он интерпретировал материалистически. Индивидуальная душа тесно связана с телом; бессмертие души – химера, загробная жизнь – фикция. Бессмертен не отдельный человек, а человеч. род в целом. Бессмертен всеобщий разум как воплощение преемств. связи духовной жизни всех человеч. поколений, как сверхиндивидуальный интеллект, посредством к-рого человечество в любой момент созерцает абс. истину, но безусловно смертен индивидуальный человеч. разум. Для этого последнего совершенно необходима чувственная ступень познания, из данных к-рой интеллект извлекает знание общего. Вступив в явное противоречие с ортодоксальной мусульм. догматикой, И. Р. выдвинул теорию, оправдывающую расхождение филос. и религ. выводов и высвобождающую науку из-под религ.-церк. гнета. В дальнейшем из этой концепции развилась т.н. теория двойственной истины. Однако у самого И. Р., в отличие от его последователей – зап.-европ. аверроистов, учение о двойств. истине еще не получило законченного вида, и в его концепции упор сделан не на противоречие между истинами религии и философии, а на различение рациональной религии, до к-рой доходят путем естеств. познания избранные люди, образованная верхушка общества, и аллегорически-образной религии, к-рую следует внушать народу. И. Р. утверждал, что к совершенству ведет не аскетизм и не мистич. экстаз, а науч.-филос. познание. Опережая свою эпоху, он ратовал за построение справедливого общества, восставал против превращения женщин в рабынь, требовал равноправия женщин и их участия в гос. делах. Соч. И. Р. дали много материала для развития в Зап. Европе антицерк., атеистич. и материалистич. мысли, выражавшей интересы антифеод. слоев общества. Зап.-европ. аверроизм был открыто оппозиционен по отношению к идеологии и догматике католич. церкви – оплоту феод. строя. Помимо филос. работ, И. Р. оставил соч. по вопросам медицины. Зап. Европа познакомилась с И. Р. благодаря Михаилу Скоту в 1-й пол. 13 в. Соч.: Opera, Venetia, 1550–52; Die Metaphysik des Averroes, nach dem Arabischen ?bers, und erl?ut. v. M. Horten, Halle/S., 1912. Лит.: ?енан Э., Аверроэс и аверроизм, пер. с франц., К., 1903; История философии, т. 1, [М.], 1940 (по Указат. имен); История философии, т. 1, М., 1957 (по Имен, указат.); ?рахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. средневековой философии, М., 1957 (по Имен, указат.); Воеr. T. J. de, Die Wiederspr?che der Philosophie nach al-Gazzali und ihr Ausgleich durch Ibn Ro?d, Stras., 1894; Gauthier L., La th?orie d´Ibn Rochd..., P., 1909; eго жe, Ibn Rochd, P., 1948; Bouyges P. M., Notes sur les philosophes arabes connus des latin au moyen ?ge. V–Inventaire des textes arabes d´Averro?s, Beyrouth, 1922 (M?langes de l´Universit? Saint-Joseph, t. 8, (asc. 1); Allard M., Le rationalisme d´Averro?s d´apr?s une ?tude sur la cr?ation, "Bull. d´?tudes orientales", v. 14, 1952–54, Damas, [1955]; Aль-Аккад, Аббас Махмуд, Ибн Рошд, Каир, 1957. Подробную библиографию соч. И. Р.см. в ст. Averro? B"Bnciclopedia filosofica", v. 1, Venezia – Roma, 1957. А. Богоутдинов. Душанбе. О. Трахтенберг. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.