ИБН РУШД или Ибн Рошд

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ИБН РУШД или Ибн Рошд (1126-1198)
арабский философ средневековья, живший в Испании в период Кордовского халифата. Не порывая с исламом, развивал в комментариях к трудам Аристотеля его материалистические идеи о вечности и несотворенности материи и движения, выдвинул идею абстрактного мирового разума (нуса) как единой безличной субстанции, общей для всех людей и воздействующей на отдельные души извне. На этом основании И.Р. отрицал бессмертие индивидуальной души и загробную жизнь, а бессмертным считал человечество в целом. А. был одним из создателей учения о "двойственной истине", стремясь этим самым освободить науку и философию от контроля религии. Учение И.Р. (аверроизм) преследовалось не только мусульманской, но и христианской ортодоксией. Комментарии И.Р. к сочинениям Аристотеля способствовали ознакомлению европейских мыслителей с античной философией. Взгляды И.Р. оказали большое влияние на развитие свободомыслия.
А.А. Круглов

Источник: Новейший философский словарь

ИБН РУШД ИЛИ ИБН РОШД

9801037) - один из крупнейших средневековых ученых-энциклопедистов. По происхождению таджик, он жил в различных городах на территории Средней Азии и Ирана, занимая должности врача и визиря при различных правителях Востока. Написал множество трудов, главные из которых-»Книга исцеления», «Книга спасения», «Книга знания», «Книга указаний и наставлений» и др.
Вслед за Аристотелем Авиценна подразделяет знания на теоретические и практические, которые называются так потому, что их предмет определяется исключительно человеческими действиями. К практическим наукам относятся этика, экономика, политика.
Проблему сущности и существования Авиценна решает в духе неоплатонизма: божественное бытие, называемое Авиценной Необходимо сущим, порождает посредством эманации все многообразие конкретного мира. В отличие от Платона он рассматривает материю за пределами эманации. «Материя всегда предшествует существованию самой вещи» {Ибн Ста. Данишнамэ. М., 1957. С. 17]. Авиценна отрицал создание мира Богом и полагал, что мир существует вечно вместе с Богом. Возникновение мира обусловлено эманацией из единого, постоянно существующего Бога множества конкретных форм проявления мира. Здесь он выступал против монотеистического креационизма в различных формах.
Авиценна стоит на позициях соотношения материи и формы, которые защищал Аристотель. Материя и форма не могут существовать самостоятельно, они тесно связаны между собой.
При решении проблемы универсалий - одной из основных в средневековой схоластике - Авиценна, руководствуясь аристотелевским пониманием соотношения формы и материи, полагает, что универсалии существуют и в вещах, и в человеческом уме, который извлекает их из вещей, и даже до вещей, и после них.
Авиценна не сомневался в возможности познать мир, придавая большое значение логике и рассматривая ее как введение к любой науке.
По законам логики осуществляется и божественная деятельность, имеющая тем самым интеллектуальный характер. Однако Бог не руководствуется при этом какой-либо целью, и это означает, что развитие мира не носит фатального характера.
В вопросах психологии Авиценна также идет вслед за Аристотелем и различает растительную, животную и разумную души. Особо он рассматривает человеческую душу и не отрицает ее бессмертия. Однако бессмертие он понимает не в прямом смысле, а в философском, отрицая возможность переселения душ - метемпсихоз.

Источник: Великие философы: учебный словарь-справочник

ИБН РУШД ИЛИ ИБН РОШД

латинизиров. Аверроэс (Averroes)] (1126, Кордова, Испания — 1198, Марракеш, Марокко) — арабо-мусульманский философ, представитель арабоязычного перипатетизма, ученый и врач, правовед. Родился в семье потомственных кадиев-судей, получил образование по мусульманским религиозным наукам, медицине и философии. По рекомендации Ибн Ууфаила в 1169 альмохадский халиф Абу Йакуб Йусуф поручил Ибн Рушду составить комментарии к ряду работ Аристотеля, в этом же году он стал верховным кадием в Севилье. Два года спустя Ибн Рушд вернулся в Кордову, где занял пост верховного кадия. Затем по приглашению того же халифа прибыл в Марракеш, где был назначен придворным врачом вместо престарелого Ибн Туфайла. Ибн Рушд был приближен и к сыну халифа — Йакубу, который наследовал отцу в 1184. Незадолго до своей смерти Ибн Рушд попал в немилость к халифу, подвергся ссылке и, по некоторым сведениям, публичному осуждению, хотя вскоре и был возвращен ко двору.
Труды Ибн Рушда делятся на комментаторские и оригинальные. Им были составлены комментарии почти ко всем произведениям Аристотеля (кроме оставшейся недоступной для него «Политики»), к «Государству» Платона, а также кдругим сочинениям античных мыслителей и арабо-мусульманских перипатетиков. Толкование аристотелевских работ осуществлялось в виде малых, средних и больших комментариев, среди последних выделяются комментарии к книгам «Метафизика» и «О душе». Важнейшими из самостоятельных трудов Ибн Рушда являются «Опровержение опровержения», написанное в ответ на «Опровержение философов» ал-раади, a из теолого-философских— «Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и философией» (с «Дополнением» о божественном знании) и «Книга об открытии путей аргументирования догм общины».
Разделяя в целом систему восточного перипатетизма, Ибн Рушд отстаивал более аутентичный аристотелизм (в частности, очистив его от примесей неоплатонической концепции эманации). Характерное же для него учение о едином общечеловеческом разуме он развивал как подлинно аристотелевское. Ибн Рушд оказал большое влияние на философскую мысль средневековой Европы, где стал известен как Великий Комментатор, оригинальный философ (автор теории двои ственной истины и концепции монопсихизма), а также (по недоразумению) как ниспровергатель всех богооткровенных религий (см. Аверроизм).
Лит.: Ренан Э. Аверроэс и аверроизм.— Собр. соч., т. 8. К., 1902; СагадеееА. В. Ибн Рушд (Аверроэс). М., 1973; Multiple Averroes. P., 1978; Leaman 0. Averroes and His Philosophy. Oxf., 1988.
H. В. Ефремова

Источник: Новая философская энциклопедия

ИБН РУШД ИЛИ ИБН РОШД

араб. 1126, Кордова, Испания — 10 декабря 1198, Марракеш, Марокко)— знаменитый западноарабский философ. Ибн Рушд был сыном главного судьи и муфтия. Он обучался у крупнейших ученых своего века и был в дружеских отношениях со знаменитым суфийским мыслителем Ибн Араби и известными учеными Ибн Туфайлем и Ибн Зухром. При альмогадийском султане Юсуфе (1163—1184) достиг высших почетных должностей и жил то в Марокко, то в Севилье или Кордове. В Западной Европе известен под латинизированным именем Аверроэс. Прославился комментариями к сочинениям Аристотеля, которого превозносил очень высоко. За это он получил почетное звание "комментатор". О нем говорили: "Аристотель объяснил природу, а Аверроэс - Аристотеля". Большинство его произведений осталось только в латинском переводе. Всего Ибн-Рушдом было написано 38 комментариев. Большинство сочинений этой категории представляет собой толкования к трудам Аристотеля. ( Комментарии к "Метафизике" и к книге "О душе" и др.) Основной философский труд «Опровержение опровержения». Ибн-Рушд написал также книгу по медицине «Colliget» (арабское «Куллийят» — «система»), которая была переведена на латинский язык и несколько раз перепечатывалась. По Ибн-Рушду, материальный мир вечен, бесконечен, но в пространстве ограничен. Бог так же вечен, как и природа, однако он не сотворил мир из ничего, как это провозглашает религия. Утверждая вечность мира и безначальность первоматерии, он понимал сотворенность мира Богом в том смысле, что Бог, "совечный" миру, превращает в действительность потенциальные формы первоматерии. В трактате "Опровержение опровержения" Ибн-Рушд отверг нападки аль-Газали и др. теологов на философию, отстаивая права разума в познании. Высказанное им разграничение т. н. рациональной религии (доступной немногим образованным) и образно-аллегорической религии (доступной всем) явилось в дальнейшем одним из источников теории двойственной истины. Смысл теории "двойственной истины" заключался в стремлении сделать науку и философию самостоятельными, избавить их от церковной опеки. Он отрицал и бессмертность индивидуальной души; при этом он исходил из идеи Аристотеля, согласно которой душа соединена с телом, как форма с материей, в каждом конкретном существе. Индивидуальная душа умирает вместе с телом, ибо с гибелью тела распадаются конкретные чувственные представления и память, присущие каждому отдельному человеку. Аверроэс различает пассивный и активный разум. Пассивный разум связан с индивидуальными чувственными представлениями человека, активный - имеет характер всеобщего, единичного интеллекта, который вечен. Рационалистические и материалистические тенденции аристотелизма Ибн-Рушда оказали большое влияние на дальнейшее развитие средневековой философии (аверроизм).

Источник: Философия справочные материалы для самостоятельной работы студентов и магистрантов