Ибн Рушд (Аверроэс)

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

АВЕРРОЭС Ибн Рушд
(1126 - 1198) - арабский мыслитель, живший в Кордове (Испания). Выдающийся комментатор и последователь Аристотеля. В полемике с Аль-Газали доказывал несотворимость и неуничтожимости первоматерии и движения. Считал, что макрокосму присущи самодетерминизм и пространственная замкнутость. В связи с этим божество, по его мнению, ограничено необходимостью превращения виртуальных потенций природы в ее актуальное бытие. Космология Аверроэса обусловила его понимание человека и процесса познания: душа связана с телом, загробная жизнь отсутствует, как и индивидуальное бессмертие. Но всеобщий человеческий разум как воплощение связи погашений - бессмертен. Сверхиндивидуальный интеллект созерцает абсолютную истину, к которой индивиды поднимаются усилием собственных познавательных способностей. Такое понимание процесса познания послужило основанием так называемой теории двойственной истины. Религия у Аверроэса приобретает характер рационалистической теории, удовлетворяющей требованиям чистого разума, и потому становящейся верой для интеллектуалов, философов. Удел основной массы простых людей с чувственно-образным мышлением - традиционная религия, требующая слепой веры и аллегорического понимания. Философия Аверроэса оказала значительное влияние на европейскую философию Средних веков и Нового времени, на формирование идеи достижения совершенства с помощью научно-философского знания.

Источник: Краткий философский словарь 2004

Ибн Рушд (Аверроэс)
(1126–1198)
«Просвещенный разум выше слепой веры»
Выдающийся арабский философ и ученый, живший в Испании (Кордова), в период Кордовского халифата. По объему своего философского и научного наследия Ибн Рушд превосходит всех других мусульманских мыслителей – достаточно сказать, что именно он стал самым глубоким и тонким комментатором Аристотеля.
Ибн Рушд считал материю и движение изначально данными свойствами бытия, несотворимыми и неуничтожимыми. В этих своих проявлениях и материя и движение совечны самому Богу, который, по сути, не является всемогущим, ибо вселенная, созданная Им, пространственно ограничена. Таким образом, получается, что человеческая душа не может быть бессмертной, ибо крепко связана с телом. Следовательно, нет и загробной жизни с ее воздаяниями за земные дела. Однако существует бессмертный коллективный разум человечества, некий сверхиндивидуальный интеллект, как своеобразный символ связи людских поколений. Приобщиться к нему можно только с помощью индивидуальных усилий, что даст возможность созерцать истину во всей ее полноте. Отсюда вытекает т. н. теория двойственной истины, делящейся на истину подлинную, идеальную и истину мнимую, кажущуюся. Первая доступна лишь «лучшему разряду людей», к которым Ибн Рушд относил всех, кто способен на интенсивную мыслительную деятельность. Вторая – всем остальным, к которым относятся простая толпа, а также некоторые богословы. Вообще, Ибн Рушд отводил философии более высокую роль по сравнению с богословием, считая, что просвещенный человеческий разум безусловно выше слепой веры: «Мы решительно утверждаем, что всякий раз, когда выводы доказательства приходят в противоречие с буквальным смыслом вероучения, этот буквальный смысл допускает аллегорическое толкование». Нечего и говорить, что подобный подход к Корану встречал самое яростное сопротивление со стороны исламских клерикалов. Однако философия Ибн Рушда оказала колоссальное влияние на развитие всей средневековой и даже новоевропейской философии, породив особое направление – аверроизм.
Основные сочинения: «Большой комментарий к метафизике Аристотеля», «Опровержение опровержения», «Рассуждение, выносящее решение относительно связи между философией и религией».

Источник: Философия. Краткая история.