ИБН ЭЗРА АВРААМ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ИБН ЭЗРА АВРААМ

1092-1167) - евр. философ и поэт. Один из первых рационалистич. критиков Библии. И. Э. указал на земное происхождение св. писания и на то, что Пятикнижие не могло быть написано Моисеем.

Источник: Атеистический словарь

ИБН ЭЗРА АВРААМ

(1092–1167) – евр. философ, ученый и поэт, родом из Толедо (Испания). Долгие годы странствовал по городам Азии, Африки и Европы. Оставил после себя св. 100 произведений. В гл. соч. "Основа, благоговения" ("J?ssod mora") примыкал к Ибн Гебиролю, защищая идеи неоплатонизма. Один из первых рационалистич. критиков Ветхого завета, И. Э. указал на земное происхождение т.н. Священного писания и на то, что Пятикнижие не могло быть написано Моисеем. Спиноза дал высокую оценку деятельности И. Э., характеризуя его как человека "свободного ума и незаурядной эрудиции" (Избр. произв., т. 2, М., 1957, с. 127; см. также по именному указателю Абен-Езра). И. Э. известен также как поэт-вольнодумец, творчество к-рого оказало влияние на последующее развитие светской антиклерикальной евр. поэзии. Лит.: Bacher W., Abraham Ibn Esra´s Einleitung zu seinem Pentateuch-Commentar..., W., 1876. M. Беленький. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ИБН ЭЗРА Авраам
1089/93, Тудела, Сарагосский эмират — 1164/67, Калаорра) — испано-еврейский философ-неоплатоник, поэт, экзегет, математик и астроном, филолог. Жил и работал в мусульманской Испании, в 1138/39 вынужденно покинул ее и странствовал от Египта до Британии. Писал на еврейском, арабском, латинском языках. Самый объемный труд Ибн Эзры — актуальный до сих пор комментарий к книгам Иова, Даниила, к Псалмам, затем ко всему Пятикнижию. Как в экзегетике, так и в лирике, в философских поэмах, в корпусе аетрономо-астрологических трактатов «Начало мудрости» (Resit hokmah), в теории чисел, алгебре, тригонометрии, грамматике Ибн Эзра увлечен неоплатонически-кабаллистическими умозрениями влияний и соответствий, пронизывающих все бытие от небесных сфер до буквы Писания. Его спекуляции о божественных именах (Sefar has-sem) вошли в состав Каббалы. Великая загадка для Ибн Эзры человек: он микрокосм и, постигая себя, познает мир. Индивидуальная душа, отделяясь от вещества как плод от дерева, воссоединяется с душой Вселенной на пути через 9 духовно-космических сфер к уму и божественному единству. Образный стиль Ибн Эзры допускает эманативистское и даже пантеистическое прочтение его космологии; его называют первым рационалистическим критиком Библии, ранним гуманистом. Вопреки ревнителям традиционного иудаизма он стал признанным авторитетом для последующей средневековой еврейской религиозной философии. В 13 в. его переводили на старофранцузский, латинский, испанский языки. Спиноза, продолживший начатую им критику библейского текста, называет его человеком свободного ума и незаурядной эрудиции. Соч.: Buch der Einheit, ubers, von E. Miller. B„ 1921. Лит.: Greife H. Studien zum judischen Neuplatonismus: Religionsphilosophie des Abraham ibn Ezra. B.-N. Y„ 1973.
В. В. Бибихин

Источник: Новая философская энциклопедия