1165, Мурсия, Андалусия, Арабский халифат, совр. Испания — 1240, Дамаск) — суфийский философ, мистик и поэт. Известен также как «Великий шейх» (аш-Шайхал-акбар). Пиренейский полуостров, где родился Ибн Араби, был в то время своеобразным перекрестком цивилизаций, центром философии и культуры. Окруженный с детства атмосферой мусульманского благочестия и подвижничества, будущий мистик получил традиционное образование мусульманского ученого. Стал суфием в 1184. В его произведениях немало свидетельств о посещавших его озарениях, нередко — о беседах с мистиками прошлого или пророками. О его авторитете в суфийской среде говорит присвоенный ему титул «полюс полюсов», высший среди суфиев. Ибн Араби много путешествовал: сначала по Андалусии и Северной Африке, затем (в 1200) совершил хадж в Мекку, посетил Египет и Малую Азию, а с 1223 жил в Дамаске.
Ибн Араби был знаком с сочинениями ал-Харраза, ал-Мухасиби, ал-Халладжа, ал-Исфарайни. Исследователи прослеживают прямые и косвенные связи, а также полемику с идеями ал-Газали. Сохранились свидетельства его контактов с Ибн Рутдом и другими выдающимися мыслителями его времени. Влияние Ибн Араби испытали в той или иной мере не только практически все известные суфийские мыслители, но и представители других течений мысли, более всего — ишракизма. Некоторые суфии, прежде всего ас-Симнани (ум. 1336), выступили с альтернативными теориями, названными «единство свидетельствования» (вахаат аш-шухуд) в противовес сложившемуся после Ибн Араби именованию его концепции как «единство существования» (вахдат ал-вуджуд). Резкую критику и неприятие идеи Ибн Араби вызвали со стороны известного факихаЖя Тачмиййи (1263—1328), что получило прямое продолжение в идеологии ваххабизма, возводящего свои тезисы к этому авторитету; в то же время такой известнейший факих, как ас-Суйути (15 в.), выступил в защиту Ибн Араби. Считается, что перу Ибн Араби принадлежит более 100 трудов. Важнейшими для понимания его философии являются «Мекканские откровения» и «Геммы мудрости». Его поэзия представлена сборником «Тарджуман ал-ашвак» («Изложение страсти»). Известность Ибн Араби стала причиной ложной атрибуции многих произведений. Среди апокрифов — двухтомный «Тафсир ал-куран» («Толкование Корана»), «Шаджарат ал-кавн» («Древо бытия»), «Калимат ал-лах» («Божье слово»), «ал-Хикмаал-илахиййа» («Божья премудрость»).
Лит.: Смирнов А. В. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). М., 1993; Он же. Философия Николая Кузанского и Ибн Араби: два типа рационализации мистицизма.— В кн.: Бог—человек—общество в традиционных культурах Востока. М., 1993, с. 156—75; СогЫп H. Limagination creatrice dans le soufisme dIbn Arabi. P., 1958; Landau R. The Philosophy of Ibn Arabi. N. Y, 1959; Deladriere R. La profession de foi dIbn Arabi. 1975; DiyabA.N. The Dimensions of Man in Ibn Arabis Philosophy Cambr., 1981; Chittick W. C. The Sufi Path of Knowledge: Ibn alArabis Metaphysics of Imagination. Albany, 1989. См. также лит. к ст. Суфизм.
A. S. Смирнов