И ЛИ
ЛИ И
Ю л ь г о к) (536–84) – корейский философ, педагог и политич. деятель. Автор дуалистич. филос. системы, объединяющей элементы материализма и идеализма. Дуализм Л. И. объясняется влиянием на него, с одной стороны, неоконфуцианской философии Чжу Си и воздействием материалистич. воззрений корейского мыслителя Со Кен Дока – с другой. Признавая первичность духовного начала во времени, Л. И. пытался доказать, что в пространстве духовное и материальное начала неотделимы. Вслед за Со Кен Доком он признавал самодвижение материального. Однако, в отличие от последнего, отвергал представление о неуничтожаемости материального начала, подчеркивал абс. характер духовного начала. Согласно Л. И., источником этич. суждений и познания является душа, к-рая, будучи заключена в материальную оболочку, определяет собой характер человека. В 1749 было напечатано полное собр. соч. Л. И. "Юльгок чонсо" в 44 томах, а в 1759 вышли 13 тт. его "Избранных материалов к священному учению". Лит.: Корейская Народно-Демократич. республика, Пхеньян, 1958, с. 284–85; Описание Кореи, ч. 2, СПБ, 1900, с. 29; Culture of Korea. Ed. by Changsoon Kim, Pasadena (California), 1945; Le Civilt? dell´Oriente, [v. 2, Roma, 1957 ], p. 1035; Чхорхак нонмундип (Сб. ст. по философии), Пхеньян, 1959, с. 25–38; Ли Чхан Хва, Ли Юльгокый кеюк сасанъ (Педагогич. идеи Ли Юльгока), "Ёкса квахак", 1961, No 2. А. Ушков. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
И ЛИ
Образцовые церемонии и правила благопристойности". Др. назв.- "Ли цзин" ("Канон благопристойности"), "Ши ли" ("Правила благопристойности служилых"). Один из канонич. текстов конфуцианства (см. "Ши санъ цзин"), относящийся наряду с "Ли цзи" и "Чжоу ли" к т.н. "Трем [канонам правил] благопристойности" ("Сань ли", см. Ли [2]), толкующим древние ритуалы, обряды, правила этикета. Согласно "Ши цзи" (2 - 1 вв. до н.э.), "И л." - единственный текст, сохранившийся после сожжения конф. книг при императоре Цинь Шихуане (221 - 209 до н.э.) и переданный Гао Таншэном (2 в. до н.э.). В библиографич. разд. "Хань шу" ("История дин. Хань", 1 в.) говорится о тексте "Ши ли" из 17 пяней (глав), к-рый был передан Гао Таншэном и прокомментирован его учениками Дай Дэ, Дай Шэном и Цин Пу; их толкования были официально рекомендованы к использованию в гос. учебных заведениях - сюэ гуань. По одной из традиц. версий, текст "И л." написан Чжоу-гуном (11 в.), по др.- составлен Конфуцием. Совр. исследователи, исходя из описанных в "И л." захоронений, погребальной и жертвенной утвари, относят этот памятник к эпохе Чжаньго ("Сражающихся царств", 5 - 3 вв. до н.э.) и считают, что он был отредактирован в эпоху Хань (кон. 3 в. до н.э.- 3 в. н.э.). В 1959 в Увэе пров. Ганьсу найдены многочисленные фрагменты "И л.", относящиеся к указ, эпохе. Осн. коммент. к "И л."- "И л. цзин" ("Канон образцовых церемоний и правил благопристойности") Чжэн Сюаня (2 в.), "И л. и шу" ("Толкование "Образцовых церемоний и правил благопристойности с разрядкой в тексте") Цзя Гунъяня (7 - 8 вв.), "И л. чжэн" ("Правильное толкование "Образцовых церемоний и правил благопристойности") Ху Пэпхуэя (кон. 18 - 19 в.). *И л. чжэн и ("Образцовые церемонии и правила благопристойности" в правильном толковании). Цз. 1 - 40 // СББЯ. П. 21, 22. Т. 228 - 43. Шанхай, 1936.