ХЮБНЕР Курт

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ХЮБНЕР Курт
философ; p. 1.9. 1921 (Прага); профессор в Киле, до этого в Берлине; занимался прежде всего вопросами теории познания, методологии и логики точных естественных наук и наук о духе, при этом рассматривал их в исторической и историко-философской связи. Им написаны наряду с другими следующие работы: Leib und Erfahrung in Kants Opus Postumum // Zeitschrift für philosophische Forschung, VII, 1957; Über den
Begriff der Quantenlogik, 1964; Von der Intemationalität der modernen Technik // Sprache im technischen Zeitalter, 1968; Kritik der wissenschaftliche Vernunft, 1979; Die Wahrheit des Mythos, 1985 (рус. пер.: Истина мифа, 1996).
H. Lenk (Hg.). Zur Kritik der wiss. Rationalität. Zum 65. Geburtstag von К. H., 1986.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ХЮБНЕР Курт
род. l сентября 1921, Прага) — немецкий философ и методолог науки. Кандидатскую ( 1951) и докторскую (1955) диссертации по философии защитил в Кильском университете. В 1961—71 — профессор Технического университета в Берлине; в 1971—88 — профессор, затем директор кафедры философии Кольского университета. В 1969—75 — президент Философского общества Германии; в 1978—88 — член комитета директоров Международной федерации философских обществ (Берн), действительный член Международной академии философских наук (Брюссель), сопрезидент Центра по изучению немецкой философии и социологии (Москва).
В работе «Критика научного разума» (Kritik der Wissenschaftlichen Vernunft, рус. пер. 1994) Хюбнер дал обоснование исторической философии науки. Он опирается на кантовскую идею ансамбля априорных условий всякого опыта и показывает, что такие ансамбли не обладают трансцендентальной необходимостью, но возникают и изменяются интерсубъективно-исторически. Историческая философия науки отказывается от абсолютных понятий истины или заблуждения, не приемля в то же время релятивизма. Различные типы опыта рассматриваются не как разные точки зрения на одну и ту же реальность, а как относящиеся к ее различным, взаимодополняющим друг друга аспектам. Из этой идеи Хюбнер исходит и в исследовании других форм культуры (мифа, политического сознания, искусства, религии). Действующие в мифических культурах исторически-априорные ансамбли существенно отличаются от присущих той культуре, в которой доминирует научное мышление. Этому различию соответствуют многообразные способы овладения миром, каждый из которых характеризуется особым опытом, целями и ценностями, что делает невозможной их оценку с точки зрения научной рациональности. Миф не тождествен мифологии и не сводится к заблуждению, подражанию или фантазии, мифическое мышление неуничтожимо присутствует в политике, искусстве и религии, что не могут объяснить теории демифологизации (Р. Бультман). Историческая философия науки перерастает, т. о-, свои дисциплинарные границы и становится общей культурно-исторической теорией познания.
Соч.: Beitrage zu Philosophie der Physik, 1963; Das Nationale, 1991;Die zweite Schopfung. Das Wirkliche in Kunst und Musik, 1994.
К. Хюбнер (пер. И. Т. Касавина)

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 1