(Boasting).
Взгляд Библии на хваление выражен в словах: "да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я Господь, творящий милость, суд и правду на земле..." (Иер 9:2324). ВЗ и НЗ отвергают восхваление самого себя и признают лишь хваление Бога, единственно достойного всякого восхваления. Теологические предпосылки этого взгляда сводятся к следующему: 1) различие между тварью и Творцом; 2) представление, согласно к-ром у все, что человек делает и что он собой являет, дар от Бога (1 Кор 4:7), все, что Бог делает и что Он собой представляет, присуще Ему самому. Человек, хвалящийся собой, претендует на хвалу и славу, крые принадлежат Богу; это надменность (ср. Иак 4:16). Человек, хвалящийся Богом, воздает Богу хвалу и славу, крые по праву принадлежат Ему.
Как видно из приведенного нами отрывка (Иер 9:2324), одно и то же слово может употребляться для самовосхваления человека, на к-рое налагается запрет (напр., 3Цар 20:11; Пс9:24; 48:7; 51:1; 96:7; Притч 20:14; 25:24; 27:1)и дляхваления, к-рое поощряется (напр., Пс 33:3; 43:9). Соответствующие слова, крые встречаются чаще всего, это евр. корень halal и греч. kauchaomai (в негативном смысле 1 Кор 3:21; Иак 4:16; в позитивном 2 Кор 1:12; 2 Фес 1:4). Прочие слова со сходным значением напр., alaz в НЗ используются в негативном смысле (Рим 1:30; 2ТимЗ:2).
Чаще всего в НЗ к проблеме хваления обращается ап. Павел из 63 случаев употребления слова kauchaomai и родственных с ним ему принадлежит 57(5 раз это слово встречается у Иакова и один раз в Евр). Ап. Павел отвергает всякое хваление перед Богом своей праведностью, мудростью или положением (Рим 2:23; 3:27; 4:2; 1 Кор 1:29; Еф 2:89). Для него единственное приемлемое хваление заключено в словах, на крые он ссылается: "Хвалящийся хвались Господом" (Иер 9:24; цит. в 1 Кор 1:31). Хваление Господом "через Господа нашего Иисуса Христа" (Рим 5:11)и "крестом Господа нашего Иисуса Христа" (Гал 6:14) охватывает все аспекты Божьего участия в жизни человека, в силу чего и они становятся поводом для хваления Богу и благодарности Ему. Так, напр., ап. Павел хвалится отдельными церквями (2 Кор 1:14; 7:4,14; 8:24; Флп 2:16; 1 Фес 2:19; 2 Фес 1:4) и даже благодатью Божьей, крую Бог даровал ему (2 Кор 1:12); поступая так, он воздает хвалу Богу за то, что Бог сделал.
G.W. Knight, III (пер. в. Р.)
Библиография: Н.С. Hahn, NIDNTT, I, 22729.
См. также: Слава; Гордыня.