ХУН СЮ-ЦЮАНЬ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ХУН СЮ-ЦЮАНЬ
1814-1864) - организатор и руководитель Тай-пинского восстания 1850—1864 в Китае. В 1843 организовал религ. секту «Общество поклонения богу» («Бай-шанди хуэй»), основанную на христианстве англикан. толка, с целью подготовки свержения пинской монархии. Пропагандировал христ. идеи равенства всех людей, выступал против тра-диц. кит. религий.

Источник: Атеистический словарь

ХУН СЮ-ЦЮАНЬ
(1814-1864) - вождь и идеолог крестьянской войны 1851—1864 в Китае, известной как тайпинское восстание и проходившей под религиозно окраш. лозунгами борьбы за равенство и справедливость. Воспринимая господство маньчж. Цинской династии и феод. гнет в стране как господство «дьявола», X. С.-ц. противопоставлял ему идеи равенства и братства в форме, заимствованной гл. о. из конфуцианства и христианства. В 1848 он организовал «Об-во небесного отца» («Шан-ди-хой»), к-рое и выступило инициатором нац.-антифеод. борьбы, видя в ней борьбу за «империю великого благоденствия» (по-китайски - «тайпин тяньго», отсюда и название движения). Борьба тайпинов переросла в крестьянскую войну, в ходе к-рой им удалось объединить под своей властью значит. территорию и образовать свое гос-во. X. С.-ц. пытался в нем на (практике осуществлять свои идеи. Когда тайпинское движение стало терпеть поражение, X. С.-ц. покончил жизнь самоубийством.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ХУН СЮ-ЦЮАНЬ

Жэнь Кунь. 1814 - 1864. Основатель религиозно-политич. "Об-ва поклонения Верховному владыке" (Бай Шан-ди хуэй), один из организаторов и духовный вождь крестьянского движения тайпинов (1851 - 64), расшатавшего устои феод, строя и подготовившего почву для массовых нар. выступлений в последующие десятилетия, "Небесный князь" (тянь-ван) тайпинского Небесного гос-ва (Тяньго). Испытывал влияние христианской доктрины, с к-рой познакомился в молодости. Призывал к уничтожению "демонов", воплощениями к-рых считал правителей Цинской империи. Стремился показать единство Божьего (небесного - тянь) промысла для всего мира: "Небо и люди едины духом, законы природы не имеют двойственности". Проповедовал самоценность человеч. личности, подчеркивая, что "между Небом и Землей человек - [самое] ценное, среди всего многообразия природы [только] человек обладает душой"; "издревле все дела творил человек". Бог - "Верховный господин и Августейший высший владыка" (Шанчжу Ху-аншан-ди), создатель мира, в тайпинской лит-ре наделялся человеч. обликом и даже супругой. Иисуса Христа Х.С. именовал старшим сыном и наследником Бога-Отца, себя - младшим братом Христа. Х.С. и его последователи восприняли Евангелие, сюжеты Ветхого Завета, своеобразные версии осн. догматов христианства и таинств, в т.ч. крещения, празднование воскресения и т.п. Х.С. подал пример борьбы против традиц. верований, уничтожив семейный алтарь, объявил Конфуция предводителем демонов. Воспринятые Х.С. уравнительные версии идей христианства, наложившиеся на стереотипы традиц. мышления, привели к идее создания нового обществ, устройства на основе древнекит. утопий Да тун [1] ("Великое единение"), Тай пин ("Великое равновесие") и религиозно-морального кодекса, содержащего элементы христианского учения протестантского толка. Х.С. выдвинул достаточно четко сформулированную эгалитаристскую доктрину гос. устройства, декларируя стремление ко всеобщему равенству ("превратить Поднебесную в одну семью"), равноправию мужчин и женщин ("мужчины и женщины Поднебесной являются братьями и сестрами"). Вместе с тем идея всеобщего равенства и равноправия мужчин и женщин фактически подразумевала прежде всего "равенство всех перед Богом"; выступая против обожествления Конфуция, Х.С. и др. лидеры движения в то же время нередко ссылались на догматы конф. канона как на высший авторитет и источник непреходящей мудрости. Идеология Х.С. служила теоретич. основанием своего рода "крестьянского коммунизма", казарменного равенства большинства при наличии привилегированной бюрократии и стоящей над об-вом титулованной знати. В целом тайпинский идеал обществ, устройства в трактовке Х.С. предстает как обращенная в прошлое эгалитаристская утопия, во многом совпадавшая с собственно конф. интерпретацией "Великого единения". *Х.С. сюаньцзи (Избр. соч. Х.С.). Пекин, 1976; Поучение об истинном пути пробуждения мира // Избр. произв. прогрессивных кит. мыслителей нового времени (1840- 1898). М., 1961; Земельная система Небесной дин. // Там же. **Тайпинское восстание. М., 1960; Кобзев А.И. Китай // История политич. и правовых учений XIX в. М., 1993; Хуан Янь. Х.С. хэ Тайпин Тяньго фань Кун юньдун (Х.С. и антиконф. движение Небесного гос-ва тайпинов) // Сюэси юй пипань. Шанхай, 1971. №2; Синь Фэн, Ичан шэнши хаода дэ дуй Кун юньдун (Одно из величайших движений против Конфуция) // Гу-анмин жибао. 2.7.1974. С. Р. Белоусов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь