Художественная культура XX века

Найдено 1 определение
Художественная культура XX века
в дальнейшем — ХКДВ) Этим понятием условно обозначается вся совокупность искусств и художественно-около-и-пост-художественной деятельности XX в. Специфика ХКДВ в отличие от художественной культуры предшествующих периодов истории заключается в ее принципиальном переходном характере, выражающем суть глобального переходного процесса в культуре XX в. в целом, одной из главных частей которой и является художественная культура. Если под цивилизацией понимать всю совокупную деятельность (и ее результаты) человека как homo sapiens, наделенного свободной волей и постоянно совершенствующегося на путях рационально-научно-технических достижений, направленную на удовлетворение его материальных и духовных (в самом широком смысле этого слова) потребностей, то под Культурой (с большой буквы) имеется в виду та часть цивилизации, или сфера деятельности человека (социума), включая и ее результаты, которая направлена на удовлетворение только и исключительно духовных потребностей человека, инициируется и направляется объективно существующим Духом и, соответственно, ориентирована (осознанно или внесознательно) на позитивную, духовно преображающую жизнь. Культура (с большой буквы) вводится здесь исключительно для того, чтобы отделить ее от профессионально-обыденных смыслов этого термина (культура обработки почвы, культура производства, физкультура и т.п.). В отличие от Культуры в цивилизации отсутствуют духовные приоритеты. Более того, материальная сфера в цивилизационных процессах, как правило, стоит на первом плане, поэтому достижения цивилизации нередко используются или даже создаются во вред человеку и природе, в то время как феномены и процессы Культуры в принципе не могут быть таковыми. Центром Культуры, находящимся внутри/вне ее и инициирующим и ориентирующим ее на себя, является объективно бытийствующий Дух. Его производной, составляющей духовную основу Культуры в ней самой, предстает система исторически вырабатывавшихся и закреплявшихся традицией ценностей: религиозных, философских, нравственных, эстетических. В данном случае речь идет о средиземноморско-европейском типе (или западном, в широком смысле этого слова) Культуры, который в Новое время распространился на Америку, Австралию и другие континенты и в какой-то степени был определяющим в последние столетия человеческой истории, хотя и не единственным. XX век стал переломным веком в Культуре вследствие мощного скачка научно-технического прогресса (НТП) на последнем этапе техногенной цивилизации. Процесс глобальной модернизации Культуры начался несколько столетий тому, но в XX в. приобрел лавинообразный стремительно прогрессирующий характер. Главная суть его заключается в повсеместном утверждении («триумфе») материалистическо-сциентистско-технологического мировоззрения и, соответственно, — принципиально нового типа сознания, менталитета, мышления. В Культуре это привело к принципиальному отказу от ее центра — Духа и, соответственно, к девальвации ее традиционных ценностей — святости, истинного, доброго, прекрасного и всего многообразного и многоуровневого поля их производных. В результате развивавшаяся несколько тысячелетий Культура прекращает свое существование (в западном ареале она завершается христианской культурой) и сменяется ПОСТ-культурой (понятие, введенное В.В.Бычковым, см.: ПОСТ-) — специфическим переходным периодом к какому-то иному этапу в истории цивилизации. Художественная культура, как одна из главных составляющих Культуры, наиболее остро ощущающая и достаточно адекватно отражающая и выражающая суть происходящих в Культуре процессов на уровне художественно-эстетических ценностей, переживает в XX в. тот же самый процесс глобальной трансформации. ХКДВ — сложная и многоплановая система. Прежде всего, она складывается из двух исторически именно в нашем столетии наиболее активно сменяющих друг друга этапов (и процессов, явлений, одновременно) — «культурного» (принадлежащего еще Культуре и в дальнейшем обозначаемого термином Культура, хотя речь пойдет только о художественно-эстетических компонентах Культуры) и ПОСТ-культурного (обозначаемого в дальнейшем — ПОСТ-). ХКВД — система-процесс завершения Культуры и возникновения ПОСТ-. При этом оба эти явления присутствуют в нем на протяжении практически всего столетия в тесном переплетении, хотя наиболее активно (даже лавинообразно) артефакты, арте-акции и арте-проекты ПОСТ-стали распространяться и последовательно вытеснять феномены Культуры где-то с 60-х гг. При этом корни ПОСТ— уходят не только в начало столетия, но и значительно глубже, ибо суть ПОСТ- состоит не только в сознательном отказе от духовного Центра Культуры, но и, что, пожалуй, существеннее, — в реальном исчезновении этого Центра, в оставленности Духом этой сферы (или этого этапа) цивилизации, исчезновении Его энергетики. Материалистические, сциентистские, позитивистские тенденции начали проявляться в Культуре уже с XVI в., однако даже в среде материалистов возникали истинные художественно-эстетические ценности (вплоть до середины XX в.), не выходящие за рамки Культуры, ибо они создавались при участии Духа, инспирировались им. В ПОСТ— эта ситуация изменилась принципиально. Дух оставил (будем надеяться, что временно) сферу культуры на откуп человеку, утвердившемуся в целом с помощью НТП на атеистической (или шире — антидуховной) позиции, и она вступила в стадию ПОСТ-культуры. Пока ПОСТ- пользуется массой наработок Культуры для конструирования своих сооружений и отнюдь не признает их за нечто принципиально иное, чем феномены Культуры и произведения традиционного искусства (считает их одним из многих шагов на пути исторического движения искусства и культуры). Однако реально идет какая-то маскарадная игра и «плетение словес», или около-и-пост-культурной связи, вокруг пустого центра. Собственно же «культурная» компонента ХКДВ удивительно богата и многообразна, представляет собой многоцветную мозаику и может быть только условно классифицирована по ряду глобальных параметров. В отношении традиции можно выделить четыре основные составляющие ХКДВ: консервативное направление (см.: Консерватизм), продолжающее и догматизирующее практически без каких-либо качественных изменений традиции искусства прошлого столетия; авангард, бурно ищущий новых путей, форм, средств, способов художественного выражения, адекватных духу времени; модернизм, академизировавший принципиальные находки авангарда, и постмодернизм — своеобразную культурно-ПОСТ-культурную ностальгически-ироническую реакцию на Культуру. В отношении субъекта творчества-восприятия можно выделить народную культуру, элитарную и массовую. При этом народная культура находится практически в стадии музеефикации-консервации или превращается в сувенирный бизнес. Элитарность и массовость имеют равное отношение как к феноменам Культуры, так и к явлениям ПОСТ— и в последней трети XX в. имеют тенденции к сближению и перемешиванию. Возможна также фиксация внимания на функционировании и модификации традиционных видов искусства и появлении (в основном под влиянием НТП) новых. К последним относятся фотоискусство, кино, телевидение, видео-, различные виды электронных искусств, компьютерное искусство и их всевозможные взаимосоединения. В связи с принципиально новаторским в целом и необычным по своему составу, структуре, качеству характером ХКДВ В.В.Бычковым была разработана и активно применяется на практике особая система изучения и вербального описания феноменов ХКДВ, обозначенная им как ПОСТ-адеквации. Лит.: КорневиЩе ОБ. Книга неклассической эстетики. М., 1998; КорневиЩе ОА. Книга неклассической эстетики. М., 1999; КорневиЩе 2000. Книга неклассической эстетики. М., 2000; KornewiSHCHe. A Book of Non-Classical Aesthetics. Moscow, 1998. В.Б.

Источник: Художественно-эстетическая культура XX века

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
76.09 кб

Художественная мифология ХХ века парадигма культуры

Апинян Т. А.
Читать PDF
365.36 кб

Целостный подход к изучению художественной культуры ХХ века

Витель Елена Борисовна
Художественная культура ХХ-XXI вв. рассматривается как целостный период и начало нового витка культурогенеза типа культуры, смысл которой противоположен предшествующей антропоцентрической культуре.
Читать PDF
71.71 кб

Символы власти в русской художественной культуре XVIII века

Волкова Марина Александровна
Статья посвящена изучению символов власти, коронационных регалий, в официальной художественной культуре XVIII века.
Читать PDF
366.85 кб

Роль табу в художественной культуре конца XX - начала XXI века

Яныкина Алла Николаевна
В статье предпринимается попытка раскрыть противоречивое, но объективное влияние системы запретов на формирование художественной культуры, подходя к этому историко-компаративистски. Табу и запреты, конечно, не синонимы.
Читать PDF
253.38 кб

Мифическое в художественном сознании культуры «Серебряного века»

Кашина Н. К.
Читать PDF
351.68 кб

Музыкально-живописные идеи художественной культуры начала ХХ века

Саввина Людмила Владимировна
Цель статьи рассмотреть музыку и живопись конца XIX начала XX века как виды искусства, взаимодействие которых характеризуется повышенной семиотичностью.
Читать PDF
378.37 кб

Мифически-реальное в пространстве художественной культуры ХХ века

Витель Елена Борисовна
Стилевая множественность в современной художественной культуре, ведущей свое начало с рубежного (XIX-XX вв.
Читать PDF
334.76 кб

Русский балет в синкретизме художественной культуры Серебряного века

Портнова Татьяна Васильевна
В статье раскрывается роль русского балета в системе культурной эпохи рубежа XIX-XX вв.
Читать PDF
1.20 мб

Из истории русской художественной культуры XVIII века: символы и смыслы

Цветаева М. Н.
В статье исследуются фрагменты русской культуры в контексте духовно-эстетической и духовно-нравственной проблематики, генезиса культурно-религиозных смыслов.
Читать PDF
334.67 кб

Репрезентация женственности в контексте художественной культуры ХХ века

Чхетиани Нонна Сергеевн
Полисемантизм российской общественной и культурной жизни в недавнем прошлом явился основанием смены женской парадигмы и противоречивости репрезентации женственности.
Читать PDF
387.10 кб

Рефлексивность идентификации личности в художественной культуре ХХ века

Астахов Олег
Сложность самоопределения личности в условиях современной культуры порождает высокую степень ее рефлексивной активности.
Читать PDF
197.16 кб

Баухауз как феномен немецкой художественной культуры первой трети XX века

Козловский Владислав Дмитриевич
В статье рассматриваться культура Германии первой трети XX века. Это время характеризуется индустриализацией и идеями прогресса, которые внедрялись во все сферы общества.
Читать PDF
314.02 кб

Возможности системного подхода при изучении художественной культуры ХХ века

Витель Елена Борисовна
Читать PDF
170.38 кб

Синтезированные музыкально-художественные проекты как феномен культуры XX века

Моряхин В. А.
Статья посвящена социальной и художественной значимости синтезированных музыкально-художественных проектов как феномена культуры XX в.
Читать PDF
146.40 кб

Окказиональное искусство в морфологии русской художественной культуры xviii века

Блохина Екатерина Александровна
В предложенной статье предлагается выделять в морфологии художественной культуры России XVIII в. окказиональное искусство как важнейшую разновидность художественного творчества. Для российской художественной культуры XVIII в.