ХУАН ВАНЬ
ХУАН ВАНЬ
Хуан Цзунсянь, Хуан Шусянь, прозв. Цзюань, Шилун. Ок. 1477, Хуанъянь (совр. пров. Чжэцзян),- ок. 1551. Философ-неоконфуцианец, представитель "учения о принципе" (ли сюэ). Дослужился до главы ведомства ритуалов, был академиком Ханьлинъ академии. Осн. соч. "Мин дао пянь" ("Главы о пресветлом дао"), "У цзин юань гу" ("Древнейшие тексты "Пяти канонов"), "Шилун цзи" ("Собр. произв. Шилуна"). От изучения доктрин Чэн [братьев]- Чжу [Си] школы обратился к взглядам своего старшего современника Ван Янмина, учение к-рого счел "учением совершенномудрого" (см. Шэн [1]). В последние годы жизни пришел к заключению, что неоконфуцианцы эпохи Сун (11 -13 вв.) подверглись влиянию буд. Чань школы и извратили то "учение об управлении миром" (цзин ши чжи сюэ, см. Цзин цзи), вехами передачи к-рого были "совершеннемудрые" (см. Шэн [1]) древности, начиная с Яо, затем основатели дин. Чжоу (11 в. до н.э.), Конфуций (6 - 5 вв. до н.э.) и Мэн Кэ (4 - 3 вв. до н.э.). Подверг критике учение Ван Янмина об "устранении страстей" (цюй юй, см. Тянь), "устранении семи эмоций", полагая, что сами по себе эмоции и страсти вполне естественны и м.б. "исправлены" так, чтобы в них проявлялась "истинность (чжэнь) человеч. чувств небесной природы" (см. Син [1]). Отвергал традиц. для конфуцианства противопоставление "пользы/выгоды" (ли [3]) и "долга/справедливости" (и [1]), считая их вполне совместимыми. Особенно непримиримо относился к доктрине "достижения благомыслия" (чжи лян чжи) - раскрытия интуитивного врожденного "знания блага", настаивая на исключительно опытном характере любого знания. Сюй Юаньхэ