ХУАН - ЛАО УЧЕНИЕ
ХУАН[-ДИ] - ЛАО[-ЦЗЫ] УЧЕНИЕ
Хуан - Лао сюэ пай. Одно из ранних направлений даосизма, делавшее выводы политич. характера из учения об управлении на основе "недеяния" (у вэй [1], см. Вэй [1]), представленного в "Дао дэ цзине" (4 в. до н.э.). Оформилось в 3 в. до н.э. в "академии" Цзися. К его представителям в "Ши цзи" (2 - 1 вв. до н.э.) причисляются Шэнь Дао, Тянь Лянь, Цзе-цзы и Хуань Юань. Происхождение учения Хуан - Лао связано с магами-фанши из царства Ци, а сама доктрина соприкасалась с учением о "святых" - бессмертных" (шэнь сянь, см. Сянь сюэ). Соединение имен мифич. императора Хуан-ди и мудреца Лао-цзы подчеркивает их комплиментарность (император оказывается как бы орудием мудреца для осуществления совершенного правления). При дин. Ранняя Хань (206 - 8 до н.э.) последователи доктрины Хуан - Лао рассматривали "Дао дэ цзин" как руководство по восстановлению совершенного правления Хуан-ди. В поздних текстах эпохи Хань (1 - 3 вв. н.э.) сочетание Хуан Лао означает уже не эллипсис от Хуан-ди и Лао-цзы, а самого Лао-цзы. **Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1993. С. 156, 168, 170; Wright A.F. A Historians Reflections on the Taoist Tradition // HR. 1969/70. Vol. 9. №2 - 3. По материалам Е.А. Торчинова