кит., буквально — превращение, а также трансформация, изменение, преобразование) — понятие китайской философии, подразумевающее трансформацию с возникновением новой сущности. Применяется в антропологическом и натурфилософском смыслах. В «Шу ((зиме» сочетание да хуа подразумевает воспитание правильного отношения к государю в результате научения («Да гао» — «Великие указы»). В «Сюньцзы» «преобразование [индивидуальной] природы» рассматривается как путь к превращению «человека с улицы» в «совершенномудрого» (шэн). В то же время «великое превращение» — атрибут космических начал иль ян, соотносящийся со сменой времен года и природных явлений вроде ветра и дождя. В «Туань чжуани» (ок. 4 в. до н. э., см. «Чжоу в») понягие «хуа шэн» («превращение и рождение» или «рождение в результате трансформации») определяется как «взаимовосприятие Неба и Земли», т. е. реакция противоположных начал друг на друга, ведущая к появлению «десяти тысяч вещей». Ван ввел в широкий оборот трактовку хуа шэн как непрерывного взаимодействия субстантивированных в *(и-пневме сил инь ян. Один из основоположников неоконфуцианства, Чжан Цзай, интерпретировал хуа и возникновение новых сущностей как нескончаемый, «едва различимый», «тонкий» процесс, внешне наблюдаемый в виде происходящих в определенные моменты частных «грубых» «изменений» (бянь), причем «изменения» и «превращения» имеют «духовную» (шэнь) природу — соответствующие процессы во вселенском «духе» обусловливают всякое движение. В китайском буддизме восходящий к «Шу цзину» термин «да хуа» («великое превращение») означает изменение личности под воздействием буддийского учения.
А. Г. Юркевич
ХУА
ХУА
Источник: Новая философская энциклопедия
ХУА
Превращение" ("трансформация", "изменение", "преобразование"). Понятие кит. философии, подразумевающее спонтанную трансформацию с возникновением новой сущности. В древнейших памятниках понятие X. применяется гл. обр. в отношении человеч. личности. В "Шу цзине" (8 - 5 вв. до н.э.) сочетание да X. ("великое превращение") подразумевает научение, благодаря к-рому воспитывается правильное отношение человека к государю. В "Цзо чжуани" (5 - 2 вв. до н.э.) X. означает упорядоченное преобразование личности в положительном направлении, противопоставленное хаотич. "изменениям" (бянь [2]). В "Ле-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.) "великими превращениями" именуются переходы человека в новое качество, знаменующие рубежи человеч. жизни: детство, взросление, старение, смерть. В "Сюнь-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.) понятие X. принадлежит и антропологич., и натур-филос. сфере: "преобразование [индивид.) природы" (хуа син, см. Сип [1])-путь к тому, чтобы обычный "человек с улицы стал [совершенномудрым] Юем" (см. Шэн [1]); в то же время "великие превращения" - атрибут сил инь ян, соотнесенный со сменой "четырех времен" (года и суток) и природных явлений вроде ветра и дождя. Ок. 4 в. до н.э. в "Сян туани", одном из комментирующих приложений к осн. корпусу "Чжоу и", применено понятие X. шэн ("превращение и рождение", "рождение [в результате] трансформации"), определенное как "взаимовосприятие Неба и Земли", т.е. реакция противоположных космич. начал друг на друга, ведущая к появлению "десяти тыс. вещей". Начиная с Ван Би (3 в.), X. шэн трактуется как непрерывное взаимодействие субстантивированных в мировой "пневме" (ци [1]) сил инь ян. В др. коммент. "Чжоу и" ("См цы чжуанъ") результат "гармоничной циркуляции (инь юнь) Неба и Земли" охарактеризован как "трансформация в благо" (или "трансформация в очищение" - X. чунь), т.е. благой ход мировых процессов. Натурфилос. разработку концепции мировых "превращений" в осн. чертах завершил Чжан Цзай (11 в.). Он, основываясь на теме "Цзо чжуани", выделил частные "изменения" (бянь [2]), накопление к-рых приводит к собственно "превращению" (X.) - возникновению новой сущности. В кит. буддизме термин да X. - "великое преобразование" - означал изменение личности адепта под воздействием буд. учения. **Лисевич И.С. Лит. мысль Китая на р-же древности и средневековья. М., 1979. С. 80, 87.