ХУ ХАНЬМИНЬ

Найдено 1 определение
ХУ ХАНЬМИНЬ
Ху Чжаньтан. 1879, Гуанчжоу пров. Гуандун,- 5.1936, там же. Один из руководителей и теоретиков партии Гоминьдан. Учился в частной школе, выдержал экзамены на первую ученую степень сюцай. В 1902 нек-рое время учился в Японии, вскоре вернулся на родину. Был гл. ред. газеты "Линхай бао" ("Территориальные воды"), преподавал в ср. школе. В 1904 поступил в Токийский ун-т политики и права на ф-т политики и права. В 1905 вступил в организованный Сунь Ятсеном "Объединенный союз" и стал секретарем этой орг-ции, ред. ее органа - журн. "Минь бао" ("Народ"). В ходе нескольких вооруженных восстаний, руководимых Сунь Ятсеном, отвечал за продовольственное обеспечение и доставку оружия. В янв. 1912 исполнял обязанности нач. секретариата канцелярии президента Временного прав-ва в Нанкине, в апр. стал военным губернатором пров. Гуандун. В июле 1914 возглавил Политбюро Кит. революц. партии. В сент. 1917 назначен министром путей сообщения Военного прав-ва в Гуанчжоу. В статьях, написанных в пер. "движения 4 мая", выступал в поддержку патриотически настроенных студентов. В янв. 1924 на 1 Всекит. съезде Гоминьдана избран чл. ЦИК. Был губернатором пров. Гуандун. В сент. 1924 после отъезда Сунь Ятсена на север временно по совместительству исполнял его обязанности. В сент. 1925 посетил СССР, в апр. 1926 вернулся в Гуанчжоу. В 1927 был пред. Нац. прав-ва в Нанкине, пред. Центр, политич. совета Гоминьдана, с 1928 - пред, законодательного юаня Нац. прав-ва в Нанкине, с 1935 - пред. ПК ЦИК Гоминьдана. Х.Х. стал одним из первых знакомить Китай с марксистским историч. материализмом. Свое понимание его положений он изложил в работе "Критика критики материалистич. взгляда на историю" (журн. "Цзяньшэ" ["Строительство"], 1.12.1919). По мнению Х.Х., "материалистич. взгляд на историю есть философия простого народа, философия трудящихся". Суть историч. материализма сводится к следующим тезисам: "Производительные силы человеч. об-ва определяют обществ, экономич. отношения. Экономич. отношения как базис определяют правовые и политич. отношения, а также влияют на взгляды, мысли и чувства людей этого об-ва. Изменение же всех форм об-ва зависит от естеств. изменений в развитии экономики". "С появлением этого учения в социологии, экономике и теории социализма... началась новая эра", а значение историч. материализма сравнимо со значением эволюционного учения Дарвина. В труде "Материалистич. исслед. истории кит. философии" ("Цзяньшэ", 1.10.1919) Х.Х. сформулировал шесть принципов, к-рыми следует руководствоваться при изучении истории кит. философии с позиций историч. материализма: 1. Изменяется способ материального производства, вслед за этим изменяются обществ, отношения. 2. Все доктрины и идеалы суть продукты историч. развития. 3. Перед философией как наукой стоят две задачи - теоретич., связанная с уровнем развития знаний в ту или иную эпоху, и практич., связанная с условиями обществ, жизни и потребностями членов этого об-ва. 4. Жизнь об-ва и его потребности непосредственно отражаются в умах и взглядах философов. 5. Исследуя тенденции эпохи и жизни нации, следует изучать нар. мировоззрение, самобытность кит. филос. науки. 6. Изучая направления филос. мысли в ту или иную эпоху, исходить из того, что они проистекают не из рациональных потребностей, а из сферы эмоционального переживания. Поэтому причины расцвета и упадка в кит. филос. мысли можно найти, изучая материальную жизнь об-ва. Ряд работ Х.Х. посвятил проблемам обществ, морали и социального развития в Китае. Так, в статье "Классы и учение о нравственности" ("Цзяньшэ", 1.1.1920) Х.Х. утверждал, что нормы нравственности определяются потребностями данного об-ва и изменяются с переменами в обществ, отношениях. Заявив, что т.н. "мораль" всегда есть классовая "мораль", Х.Х. доказывал, что причина существования конфуцианства на протяжении более двух тыс. лет состоит в том, что "господствующие классы были в нем заинтересованы". Работа "Исслед. семьи с экономич. т.зр." ("Цзяньшэ", 1.5.1920) посвящена перспективам обществ, преобразований в Китае. Кит. семья, по Х.Х., не менялась на протяжении длительного времени потому, что развитие экономич. жизни об-ва было чрезвычайно замедлено. Мировая экономика приобретает все более обществ, характер, и жизнь кит. нации не может не испытывать ее влияния. В центре всесторонних преобразований должна находиться экономич. орг-ция об-ва, с тем чтобы в ходе естеств. экономич. процесса возникло демократич. об-во. Хотя Х.Х. одним из первых в Китае обратился к историч. материализму, но полностью не встал на позиции марксизма, отдав свои силы гл. обр. пропаганде учения Сунь Ятсена. Этой задаче посвящен ряд книг Х.Х., в т.ч. "Миссия трех нар. принципов" (1927). Х.Х. построил свою апологетику на положении о том, что борьба лежит в основе человеч. эволюции, а та, в свою очередь, составляет основу мирового историч. процесса. Из этого и исходит учение Сунь Ятсена как программа действий. Взаимоотношения между "тремя нар. принципами" можно представить как три звена одной цепи. Принцип "национализма" неразрывно связан с принципами "народовластия" и "нар. благосостояния" - иначе он трансформируется в империализм. Отделение принципа "народовластия" от двух других чревато трансформацией в "демократич." правление буржуазии. Если же рассматривать принцип "нар. благосостояния" в отрыве от принципов "национализма" и "народовластия", то он трансформируется в капитализм. Осуществление единства "трех принципов" ведет к мировому "Великому единению" (Да тун [1]). Как "правый уклон" принципа "национализма" рассматривается этатизм, перерастающий в империализм. Анархизм являет собой "левый уклон" принципа "Великого единения". В книге представлена также критика марксизма. В др. важнейшем труде Х.Х., изданном посмертно (1940), - "Познание трех нар. принципов" - подчеркивалось, что неразрывность "принципов" опирается на два основания. Первое заключается в том, что "принципы" исходят из интересов нации, а не отд. человека. "Революц. дух нар. принципов" нацелен на ниспровержение империалистич. индивидуализма и ставит в центр благосостояние нации. Второе основание "трех нар. принципов" состоит в том, что их цель - добиться выживания нации как единого целого. *Вэйу шигуань юй луньли чжи яньцзю (Материалистич. взгляд на историю и исследование этики). Б.м., 1925; Саньминьчжуи чжэ чжи шимин (Миссия трех нар. принципов). Шанхай, 1927; Саньминьчжуи чжи жэньши (Познание трех нар. принципов). Чунцин, 1940; Русинова Р.Я. Х.Х. и кит. традиц. мысль // Гос-во и об-во в Китае. М., 1978; Борох Л.Н. Обществ, мысль Китая и социализм (нач. XX в.). 1984; Дслюсин Л.П. Спор о социализме. М., 1980; Его же. Проблема единства трех нар. принципов Сунь Ятсена в трактовке Х.Х. // 15-я НК ОПС. Ч. 3. М., 1984; Самойлов Н.А. Сун Цзяожэнь и Х.Х. о рус. революции. 1905 - 1907 гг. // Там же. **Чжунго сяньдай ши жэньу чжуань (Биографии деятелей новейшей истории Китая). Ч. 1. Чэнду, 1986. Тун Юйкунь

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь