ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Христианский социализм
учение, стремящееся придать христианской религия социалистическую окраску, изобразить христианство защитником интересов трудящихся и средством избавления от всех социальных бедствий. X. с. зародился в 30—40-е гг. 19 в. как разновидность феодального социализма, в к-ром проявлялось враждебное отношение гибнущих феодальных классов к капитализму. Задачей X. с. была борьба против революционного движения, примирение враждующих классов. В наши дни X. с. является разновидностью буржуазной идеологии. Критика капитализма христианскими социалистами носит демагогический характер. Для X. с. характерны поиски «третьей линии», отличной от капитализма и коммунизма; на самом деле его идеал — «христианская демократия»—не выходит за рамки буржуазных общественных отношений. X. с. тесно связан с реформизмом и проводит раскольническую политику в рабочем движении.

Источник: Философский словарь. 1963

ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
направление религиозно-общественной мысли, придающее христианству социалистическую окраску и воспринимающее Христа как первого социалиста. Возник в 30 – 40-х годах 19 в. как разновидность феодального социализма и принял разнообразные формы, объединенные христианским истолкованием социалистического общественного идеала – надежды на установление (посредством веры в спасительную миссию Христа) справедливого социального строя, в котором не будет обездоленных, угнетенных, незаслуженно обиженных и оскорбленных. Идеи христианского социализма широко распространены среди приверженцев всех направлений христианства, они нашли отражение в ряде богословских доктрин (например, в теологии революции, теологии освобождения), а также в программах христианско-демократических партий. Христианский социализм воспринимается верующими как альтернатива светским модификациям социализма.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
направление социальной мысли, пытающееся совместить положения христианства и нек-рые идеи социализма. Его приверженцы утверждают, что социалистические идеи содержатся еще в Евангелии, в мировоззрении ранних христиан. X. с. возник в 1-й половине 19 в., выступив с проповедью христианской любви, идеи преобразования об-ва путем нравственного совершенствования людей. Среди теоретиков X. с.— П. Ламенне (Франция), Ч. Кингсли (Англия) и др. Мн. его положения прослеживаются в социальных доктринах католицизма (особенно после II Ватиканского собора), протестантских и православных церквей, в программах христианско-демократических партий, религиозных профсоюзов, молодежных и женских организаций. Лидеры X. с. отвергают капитализм, видят в социализме осуществление гуманистических чаяний, пытаются согласовать с социалистическими идеалами свои религиозные взгляды. Они выступают за сотрудничество с прогрессивными силами в борьбе за мир и социальную справедливость. Стоят в основном на позициях реформизма и, как правило, отвергают путь революционных преобразований. Идеи X. с. просматриваются в различных (в т. ч. и радикальных) вариантах теологии освобождения, теологии надежды и т. д.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
направление обществ, мысли, стремящееся придать христианству социалистич. окраску; возникло в 30-40-х гг. 19 в. как разновидность феод. социализма. С самого начала X. с. отличался разнообразием форм. Мн. деятели X. с. искренне стремятся избавить эксплуатируемых от бедствий, подневольного состояния, но указывают при этом нереальные пути и средства (партнерство классов, нравств.-религ. самосовершенствование и т. д.). В ходе своей эволюции X. с. сформировался в одну из осн. разновидностей бурж. идеологии, противостоящей науч. социализму и рабочему революц. движению. Особую роль в попытке придать христ. религии новую соц. окраску и приспособить ее к» совр. нсторич. условиям играют католич. цер- ковь, к-рая активно модернизирует свою соц. доктрину (см. Энциклики пап социальные), и выступающие под флагом католицизма христ.-демократич. партии, профсоюзы и др. светские католич. орг-ции, программные документы к-рых включают в себя мн. положения X. с. Идеология X. с. есть попытка дать альтернативу коммунистич. программе преобразования мира, отколоть от коммунистич. и рабочих партий часть их сторонников. Вместе с тем следует учитывать, что в трансформированном виде идеи X. с. присущи миллионам верующих, к-рые в совр. историч. условиях все активнее участвуют в общедемократич., особенно антивоенных и клас., движениях и к-рые облекают свои стремления к соц. благоденствию, миру и социализму в релит, формы. В условиях прогрес. секуляризации широких слоев верующих, роста их клас. самосознания и популярности идей науч. социализма идеологи X. с. вынуждены критически оценивать мн. стороны капиталистич. действительности. Однако в конечном итоге они выступают как соц. реформисты, ратующие за совершенствование бурж. обществ, отношений, имея в виду сохранение в той или иной мере права частной собственности на орудия и средства производства, на ее наследование, на использование наемного труда и т. д.

Источник: Атеистический словарь

ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
направление обществ. мысли, стремящееся придать христ. религии социалистич. окраску. Возник в 30-40-х гг. 19 в. как разновидность феодального социализма. С самого начала X. с. отличался разнообразием форм, к-рое было следствием различия во взглядах его представителей: Ф. Ламенне (Франция), Ф. Д. Мориса, Ч. Кингсли (Великобритания), Ф. Баадера, И. Хубера, В. Э. Кеттелера (Германия) и др. Так, если Ламенне придерживался демократич. убеждений, то взгляды епископа Кеттелера были крайне консервативны. Многие деятели Х.с. стремились и стремятся избавить эксплуатируемых от их бедствий, подневольного состояния, но указывают при этом нереальные пути и средства (партнерство классов, нравственно-религ. самосовершенствование). В ходе эволюции X. с. сформировался в одну из осн. разновидностей бурж. идеологии, противостоящей науч. социализму и рабочему революц. движению.
Особую роль в попытке придать христ. религии новую социальную окраску и приспособить ее к совр. историч. условиям играют католич. церковь и выступающие под флагом католицизма христ.-демократич. партии, профсоюзы и др. светские католич. орг-ции. Модернизация социальной программы церкви (пасторская конституция «О церкви в совр. мире», принятая 2-м Ватиканским собором 1962-65; энциклика Павла VI - «Populorum progressio», 1967 и др.), признание необходимости осуществить ряд социальных реформ представляют собой попытку выработать альтернативу коммунистич. программе преобразования мира. Вместе с тем идеи X. с. в трансформированном виде присущи массам верующих, к-рые в совр. условиях все активнее участвуют в общедемократич., особенно в антивоен. и классовых движениях, облекая свои стремления к социальному благоденствию, миру, социализму в религ. формы.
В условиях растущей популярности идей науч. социализма идеологи Х.с. вынуждены критически оценивать мн. стороны капиталистич. действительности. Однако они выступают в конечном итоге как социал-реформисты, ратующие за совершенствование бурж. обществ. отношений.

Источник: Советский философский словарь

Христианский социализм
религиозно-политическое течение, стремящееся совместить воедино идеи христианства и социализма, «растворить» социализм в христианстве. Сторонники X. с. утверждают, что принципы социализма будто бы впервые провозглашены в Евангелии, что христианство всегда выступало как защитник интересов угнетенных и только оно способно избавить их от социальных бедствий. Состав, цели и программа групп этого течения не однородны. В X. с. различают два основных направления. Одно из них уходит истоками в феодальный социализм начала 19 в. Основные идеи данного направления наиболее полно представлены в совр. социальной доктрине католицизма: оправдание кап. об-ва, отказ от классовой борьбы, рев. переустройства мира. Ведущую роль в пропаганде этих концепций играют католич. церковь, ее профсоюзные организации и различные христ. буржуазные партии. Другое направление — т. н. демократическое — представляют религ. деятели, к-рые не разделяют социальную программу церкви. Они критикуют пороки кап. об-ва, выступают за сотрудничество с коммунистами, стремятся примирить религию и научный коммунизм. К этому направлению относятся левые католики в ряде стран Европы и Америки, нек-рые левые протестантские священники, отдельные христ. opг-ции в социалистических странах. Отношение рус. православ. церкви к X. с. находилось в прямой зависимости от коренных социально-политических сдвигов в стране. До Октябрьской революции это отношение было в основном негативным. Движение обновленцев положило начало процессу переориентации всей церкви в отношении к Советской власти — от контрреволюционной деятельности к полит. лояльности, провозглашению общности целей христианства и социализма. В наст. вр. русской православ. церкви созвучны идеи демократического направления в X. с. В целом X. с. является разновидностью буржуазной идеологии. Поиски «третьей линии», отличной от капитализма и коммунизма, стремление к созданию «христианской демократии» не выходят за рамки буржуазных общественных отношений. Будучи связан с реформизмом, X. с. является проводником раскольнической политики в рабочем движении.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

Христианский социализм
(Socialism, Christian).
Применение социальных принципов христианства. Основы этой доктрины заложены французским социальным реформатором А. де СенСимоном (17601825), крый предсказывал, что в индустриальном обществе будущего социальные проблемы будут разрешаться на основе науки и техники. Позднее он обратился и к вопросам религии. В его книге "Новое христианство", края вышла в год его смерти, говорится, что религия "имеет великую цель  как можно быстрее привести общество к улучшению условий жизни беднейшего класса". Видя страдания Франции от жестокостей революции, а затем и от наполеоновских войн, СенСимон призвал правителей Европы объединиться, с тем чтобы раз и навсегда прекратить войны и вернуться к истинному христианству, призванному облегчить страдания бедных. Взгляды СенСимона, при всей их непоследовательности, оказали влияние на самых разных мыслителей, в числе крых были Т.Карлейль, Дж.С.Милль, Г.Гейне, О. Конт, Ф. Энгельс и У. Раушенбуш, а также новейшие американские теологи П. Тиллих и Райнхольд Нибур.
Как во Франции, так и в других европейских странах возникали группы, утверждавшие, что рабочий человек имеет право на социальную и экономическую справедливость и что именно христиане должны обеспечить ему это право. В Германии это движение приняло, к сожалению, антисемитские формы и в 1894 г. было осуждено правительством. Пятью годами ранее в Соединенных Штатах возникло Общество христианских социалистов, но еще в 1849 г. схожие идеи были сформулированы Г. Джеймсомст.
Понятие "христианская свобода" стало популярным в Англии в сер. XIXв. после поражения чартистов. Группа англикан, во главе крой стояли Дж.М.Ф. Лудлоу (получивший образование во Франции), Дж.Ф. Д. Морис и Ч. Кингсли, призвала организовать работу промышленности на основе христианских принципов. Эти люди создавали различные кооперативы и цехи, а в 1854 г.основали в Лондоне Рабочий колледж, директором крого стал Морис. Известность получили вышедшие в 1850 г. романы Кингсли "Закваска" и "Олтон Локк". Это движение пошло на спад, так и не обретя особой популярности в церковных кругах Англии. Однако его заслугой следует считать развитие таких социальных институтов, как кооперативы, учебные заведения для рабочих и профсоюзы.
J.D. Douglas (пер. А. Г.) Библиография: С.Е. Raven, Christian Socialism 184854; М.В. Reckitt, Maurice to Temple: A Century of Social Movement in the Church of England; A.J. Booth, SaintSimon and Saint Simonism.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
направление обществ. мысли, стремящееся придать христ. религии социалистич. окраску. Возник в 30–40-х гг. 19 в. как разновидность феодального социализма. С самого начала X. с. отличался разнообразием форм в разных странах и у различных его представителей [Ламенне (Франция), Морис, Кингсли (Англия), Баадер, Хубер, Кеттелер (Германия) и др.]. Так, если Ламенне придерживался довольно демократич. убеждений, то взгляды епископа Кеттелера, напр., были крайне консервативны. Многие деятели X. с. искренне стремились и стремятся избавить эксплуатируемых от их бедствий, подневольного состояния, но указывали при этом нереальные пути и средства (братское партнерство классов, нравств.-религ. самосовершенствование). В ходе своей эволюции X. с. сформировался в одну из осн. разновидностей бурж. идеологии, противостоящей науч. социализму и рабочему революц. движению. Особую роль в попытке придать христ. религии новую социальную окраску и приспособить ее к совр. историч. условиям играют католич. церковь и выступающие под флагом католицизма христ.-демократич. партии, профсоюзы и др. светские католич. организации, программные документы к-рых включают в себя мн. положения X. с. Модернизация социальной программы церкви [пасторская конституция "О церкви в современном мире", принятая II Ватиканским собором 1962–65, энциклика Павла VI "Populorum progressio" (1967)], признание необходимости осуществить ряд социальных реформ представляют собой попытку дать альтернативу коммунистич. программе преобразования мира, отколоть от коммунистич. партий часть их сторонников. Вместе с тем следует учитывать, что в трансформированном виде идеи X. с. присущи миллионным массам верующих, к-рые в совр. условиях все активнее участвуют в общедемократич., особенно антивоенных и классовых движениях и к-рые облекают свои стремления к социальному благоденствию, миру, социализму в религ. формы. В условиях прогрессирующей дехристианизации широких слоев католич. населения, роста их самосознания и популярности идей науч. социализма идеологи X. с. вынуждены критически оценивать мн. стороны капиталистич. действительности. Однако они выступают в конечном итоге как социал-реформисты, ратующие за совершенствование бурж. обществ. отношений. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 59; Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 10, с. 65–66, т. 17, с. 32; Левада Ю. ?., Совр. христианство и социальный прогресс, М., 1962; Ковальский ?. ?., Ватикан и мировая политика, М., 1964; Шейнман M. M., От Пия IX до Иоанна XXIII. Ватикан за 100 лет, М., 1966; Мчедлов М. П., Эволюция совр. католицизма, М., 1967; его же, X. с. История и идеология, М., 1969; Великович Л. Н., Кризис совр. католицизма, М., 1967; Андреев М. В., Католицизм и проблемы совр. рабочего и нац.-освободит. движения, М., 1968; Joly H., Le socialisme chr?tien, P., 1892; Daujat. J., Catholicisme et socialisme. Textes pontificaux et commentaires, [3 ?d.], P., 1951; ?uрini G., Democratici cristiani, Mil., 1954; Magri F., La democrazia cristiana in Italia, v. 1–2, Mil., 1954; Fuchs E., Marxismus und Christentum, Lpz., 1955; Vaussard M., Histoire de la d?mocratie chr?tienne, v. 1–2, P., 1956; Del Bo Dinо, I cattolici italiani di fronte al socialismo, Roma, 1956; Fogarty M., Christian democracy in Western Europe, 1820–1953, L., 1957; Collonge ?., Le scandale du XX si?cle et le drame des pr?tres-ouvriers, P., 1957; Chambre H., Christianisme et communisme, P., 1959; Guerry E., Eglise catholique et communisme ath?e, P., 1960; Poulain J.-C., L´Eglise et la classe ouvri?re, P., 1961; Bennett J. C, Christianity and Communism today, N. Y., 1960; Girardi G., Marxismo e Christianesimo, Assisi, 1966; Daim W., Christentum und Revolution, M?nch., 1967. M. Андреев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
религ.-полит. течение, возникшее в противовес научному социализму и социалистич. рабочему движению и исходящее из того, что все осн. социалистич. принципы впервые будто бы провозглашены христианством и что церковь, как мать, заботится о трудящихся и угнетенных. В связи с этим идеологи X. с. призывают трудящихся, стремящихся к социализму, придерживаться идей не научного социализма, а церкви. Для наиболее влият. и распростран. течений и орг-ций X. с. в капиталистич. странах характерна социальная демагогия - критика тех или иных «недостатков» и «крайностей» капитализма при одновременном отстаивании его основ - частной собственности, классового деления общества. X. с. выступает против рев. борьбы пролетариата за социализм, проповедуя как средство достижения «социализма» религ.-нравств. «совершенствование» людей на основе христ. любви, классового мира и классового сотрудничества. X. с. возник в нач. XIX в. как разновидность феод. социализма. «Чтобы возбудить сочувствие, аристократия должна была сделать вид, что она уже не заботится о своих собственных интересах и составляет свой обвинительный акт против буржуазии только в интересах эксплуатируемого рабочего класса. Она доставляла себе удовлетворение тем, что сочиняла пасквили на своего нового властителя и шептала ему на ухо более или менее зловещие пророчества. - Так возник феодальный социализм...» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 4, с. 448). «Поповский социализм», отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, «идет рука об руку с феодальным» (там же, с. 449).
Видными представителями христ.-феод. социализма были Ламенне и Бюше во Франции, Кингсли и Ладлоу в Англии, Кеттелер в Германии и др. Последний оказал большое влияние на развитие X. с. второй пол. XIX - нач. XX в.
Со второй пол. XIX в. X. с. начал принимать новые формы и главной своей задачей поставил проникновение в среду рабочего класса в целях отрыва его от рев. классовой борьбы, во многом став почти офиц. политикой католич. церкви в социальных вопросах. Именно такой курс стал настойчиво проводить пана Лев XIII, нашедший сторонников и подражателей и среди некатолич. церк. и полит. деятелей. Его программа изложена в энциклике «Рерум новарум». Пропаганда X. с. в конце XIX - нач. XX в. шла рука об руку с пропагандой т. н. «гос.-полицейского социализма». В Германии его насадителем одно время был Вильгельм II. В. И. Ленин писал: «Злоупотребление словами - самое обычное явление в политике. «Социалистами», напр., не раз называли себя и сторонники английского буржуазного либерализма... и сторонники Бисмарка и друзья папы Льва XIII» (Соч. Изд. 5. Т. И, с. 118). На основе программы Льва XIII возникли клерикальные христ. профсоюзы, массовые рабочие об-ва, полит. партии (см. Католич. партии), являющиеся ревностными защитниками капиталистич. обществ, строя, врагами социализма. В России активная пропаганда X. с. относится к периоду первой русской революции. Его идеологи и организаторы стремились перенять опыт зап. христ.-социалистич. орг-ций в борьбе с с.-д. партией и рабочим движением. Правящие классы, царизм использовали X. с. для внесения в массы трудящихся реакц. идей отказа от классовой борьбы, для проповеди вражды к марксистской партии. Такой характер носила провокац. деятельность Гапона - Зубатова.
Значит. размах христ.-социалистич. пропаганда получила после первой и особенно после второй мировой войны. Осн. положения совр. X. с. зафиксированы в «социальных» энцикликах римских пап, в программах клерикальных партий, христ. профсоюзов и т. п. орг-ций. Совр. X. с. весьма пестр по составу последователей. Преобладает в нем откровенно реакц. бурж. направление, враждебно относящееся к освободит. борьбе трудящихся, к странам социализма. Хотя представители этого направления демагогически критикуют «крайности» капитализма, по существу они отстаивают и защищают его. Ведущую роль в этом направлении X. с. играет католич. социальная пропаганда и соответств. орг-ции, примыкающие к. католич. церкви. Др. направление в X. с. представлено людьми, искренне сочувствующими социализму. Они отвергают капитализм, но не поднялись до научного коммунизма и стараются примирить христианство с социалистич. учением. К их числу относятся X. Джонсон в Англии, Э. Фукс в Германии и др. Рост влияния идей коммунизма на нар. массы в капиталистич. странах привел к усилению среди части верующих, к-рых эти идеи привлекают, но к-рые еще не поднялись до научного коммунизма, влияния идей X. с. В социалистич. странах значит. часть верующих также стремится согласовать с коммунизмом свои религ. взгляды в какой-то мере на основе идей X. с. В первые годы Сов. власти сторонники такого «согласования» были среди нек-рых групп обновленцев, позже распавшихся в немалой степени именно из-за того, что русская правосл. церковь встала на позицию лояльности к Сов. власти и социалистич. преобразованиям в нашей стране. В. И. Ленин называл X. с. худшим видом «социализма» и худшим извращением его (Соч. Изд. 4. Т. 35, с. 92). Раскрывая ошибочность и несостоятельность системы взглядов христ. социалистов, разоблачая реакц. политику их орг-ций в бурж. странах, коммунисты выступают за совместные действия со сторонниками X. с, как и со всеми людьми, независимо от отношения к религии, если они готовы бороться за мир между народами и за действит. социальный прогресс.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.