ХРИСТИАНСКАЯ (НОВОЗАВЕТНАЯ ЕВАНГЕЛЬСКАЯ) МОРАЛЬ
ХРИСТИАНСКАЯ (НОВОЗАВЕТНАЯ ЕВАНГЕЛЬСКАЯ) МОРАЛЬ
моральный кодекс, состоящий из ряда заповедей, изложенных в Нагорной проповеди И. Христа, (Матф.: 5—7; Лука: 6). X. м. — важный этап в духовном развитии человечества, как с точки зрения нормативного содержания морали, так и в плане развития механизмов моральной регуляции т.е. предоставления человеку свободы выбора, понимаемой как жизнь по принципам. Содержание заповедей перекликается с «десятью заповедями» ветхозаветной морали («Исход…»), из которых первые четыре содержат требования по отношению к Богу, остальные шесть — по отношению к людям. Отношение учения Христа к ветхозаветной морали выражено в Нагорной проповеди в форме противопоставления: «Сказано древними… А я говорю вам…». Некоторые заповеди сохранены в новом кодексе без существенных изменений, большая часть оставлена, но в более строгом варианте, несколько отменены. Так, незыблемым является требование монотеизма: «Не будет у вас других богов, кроме отца моего небесного», а также «Не упоминайте имени Божьего напрасно» и «Не делайте кумира и никакого изображения Бога». При этом отменяется требование «Святить день субботний», т.е. работать в субботу не грешно. Усилены заповеди: «Не прелюбодействуй» до «Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» и «Не преступай клятвы…» до «Не клянись вовсе…». Требование «Не убивай» в ветхозаветном кодексе вступает в противоречие с принципом: «Око за око, зуб за зуб, кровь за кровь, смерть за смерть». X. м. трансформирует этот закон в принцип непротивления злу. «Не противься злому… Если ударят тебя по одной щеке, подставь другую». В евангельской морали, таким образом, не действуют взаимосвязанные законы кровной мести и коллективной (племенной) ответственности, что приводит к изменению ветхозаветных заповедей «Почитай отца своего и мать свою» и «Возлюби ближнего своего», «Поступай с людьми так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой». В X. м. требование любви к Богу и верность его заповедям важнее любви к ближним: «Враги человеку домашние его». «Когда любите ближнего, что особенного делаете, так же делают и язычники… любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас». Несмотря на парадоксальный характер главных формулировок Х.м., в них заключается перспектива развития личности как морального субъекта. Что бы не вытворяли окружающие вас люди, вы не должны поступать подобным образом, если это не соответствует Божественным заповедям. Центральный персонаж христианской мифологии — мученик, несущий свой крест. В Древней Иудее на кресте казнили рабов, что, несомненно, дает основания оценивать X. м. с ее принципом непротивления злу как рабскую (Ф. Ницше), тем не менее человеческие страдания и тяготы жизни столь многочисленны и разнообразны, что несение креста — символ подвижничества, стойкости человека — представляет собой необходимое условие становления его как морально зрелой личности.
Источник: Философский словарь инженера. 2016