ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
полемика христ. веры с господствующей современной философией (А. Демпф). Христ. философия начинается с отцов церкви 3 в. (см. также Александрийская философия). Хотя многие отцы церкви отрицали философию, она все же утвердилась в церкви, в особенности начиная с Августина, как христ. философия. Однако лишь с 13 в., т.е. с эпохи расцвета схоластики, философия и теология отчетливо разделяются: философия выступает как источник "естественного света", а теология - как источник "сверхъестественного света". В эпоху Гуманизма и Возрождения это различие снова стирается, чтобы в эпоху Реформации уступить место резкой вражде между философией и теологией. Позднее христ. философия находит продолжение в (тем временем исчезнувшей) протест., а также католич. неосхоластике, которая с 1879 по распоряжению папы была снова вызвана к жизни; отсюда стало обычным выражение Philosophia perennis.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ФИЛОСОФИЯ ХРИСТИАНСКАЯ
Понятие «христианская философия» обозначает либо философию, исторически сложившуюся в христианской среде (исторически христианскую философию), либо философию, в основании которой лежат христианские догматы. Существование христианской философии в первом смысле есть исторический факт, и признание ее философией не является ошибочным. Что касается христианской философии во втором смысле, то считать ее философией— это предрассудок. То обстоятельство, что представители «христианской философии» стремятся обосновать, например, утверждения о существовании Бога, бессмертии души, о свободе воли и т.д., заставляет подозревать, что чаще всего речь идет о христианской философии именно в этом втором значении. Философия, по определению, есть наука, не зависящая от какого-либо мировоззрения, и она не может служить обоснованием христианских догматов.
Это суеверие тем более поразительно, что его сторонники иной раз ссылаются на св. Фому Аквинского, который первым провел четкое разграничение веры и науки и, следовательно, отделил веру от философии.
Одной из причин возникновения и распространения этого предрассудка послужило существование других типов философии, также основанных на каком-либо мировоззрении, например философских течений периода Просвещения. Возникновение марксизма, сторонники которого открыто исповедуют этот предрассудок («марксистская философия»), значительно укрепило традиции «христианской философии».
См.: вера, марксизм, мировоззрение, наука,
Просвещение, философия Нового времени.

Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков

ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
(christliche Philosophie) — полемика христианской веры с господствующей философией того или иного времени. Христианская философия начинается с отцов церкви III в. (см. также Александрийская философия). Хотя многие отцы церкви отрицали философию, она все же утвердилась в церкви, в особенности начиная с Августина, как христианская философия. Однако лишь с XIII в., т. е. с эпохи расцвета схоластики, философия и теология отчетливо разделяются: философия выступает как источник «естественного света», а теология — как источник «сверхъестественного света». В эпоху гуманизма и Возрождения это различие снова стирается, чтобы в эпоху Реформации уступить место резкой вражде между философией и теологией. Позднее христианская философия находит продолжение в (тем временем исчезнувшей) протестантской, а также католической неосхоластике, которая с 1879 по распоряжению папы была снова вызвана к жизни в качестве неотомизма; отсюда стало обычным выражением Philosophia perennis. Классическое, всеобще историческое понимание христианской философии ныне преодолено. См. Осевое время.
J. Maritain. De la philos, chrétienne. Paris, 1933, dt. 1935; E. Gilson, P. Böhner. Die Gesch. der c. P, I—III, 1936— 1937,1—II, 1952—1954; A. Dempf. С. P, 1938; M. Blondel. La philos, et l'esprit chrétien, I—II, Paris, 1946—1950; W. Kamlah. Christentum u. Geschichtlichkeit, 1951; E. Benz. Die russ. Kirche u. das abendländ. Christentum, 1966; R. M. Mclnemy. New Thèmes in Christian Philosophy. Notre Dame Ind., 1968; U. Neuenschwander. Gott im neuzeitl. Denken, I—II, 1977; D. Papenfuss, J. Söring (Hgg.). Transzendenz u. Immanenz. Philos, u. Theologie in der veränderten Welt, 1977; K. E. Yandell. Christianity and Philosophy. Leicester, 1984; G. Vosey. Philosophers in Christianity. Cambridge, 1989.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

- 1) у древних Отцов истинно христианская мудрость, укорененная в Св. Писании и учении Церкви, связанная с жизнью по Евангелию и охватившая все лучшее в эллинистической культуре (см.: СВЯТООТЕЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ФИЛОСОФИИ). 2) В более специальном смысле - общие принципы христианской антропологии, ориентированной на строго аскетический жизненный путь; под таким названием выходил ряд книг православных авторов, в том числе и св. Иоанна Кронштадтского. 3) Согласно Э.Жильсону, помощница христианской веры в деле спасения человечества; она опирается на истины спасения, доступные пониманию естественного разума и соотносит себя с авторитетом учительствующей Римско-Католической Церкви. Христианская философия в таком ее понимании примечательна высокой степенью доверия к естественному разуму и его познавательным возможностям и настаивает на том, что просвещение этого разума благодатью веры значительно увеличивает его творческие силы. Задача христианского философа - внимать Слову Божию, чтобы осмысливать естественный порядок вещей, но при этом не переходить границу, отделяющую философию от теологии, призванной сохранять во всей чистоте сокровищницу богооткровенных истин, отметая заблуждения нападающих на нее. 4) Томизм настаивает, что христианская философия не содержит в себе догматических истин и создается естественным разумом человека, обладающим естественным светом, но не имеющим света славы (лат. lumen gloriae). Оппоненты настаивают на необходимости обновления ума (метанойи), чтобы мышление человека приобрело собственно христианское качество. 5) Те, кто относит философию к области языковых игр, которым лишь духовный опыт и жизнь согласно вере может придать реальный смысл, скептичны по отношению к оправданности существования христианской философии: "Если христианство истинно, то вся философия о нем ложна" (Л.Витгенштейн).

Источник: Краткий религиозно-философский словарь