ХРИДАЯ ХРИДАЙЯ

Найдено 1 определение
ХРИДАЯ ХРИДАЙЯ
сс. Сердце. Основа. Сущность. Сознание. В восточной культуре термин «сердце» означает не только внутренний орган, ответственный за кровообращение, но и всю область верхней части живота, сердца и солнечного сплетения. Хридая считается центром психических процессов, местом возникновения нирваны и точкой соприкосновения с трансцендентным. С ним связывают просветление, сферу бессознательного, неосознаваемого, неинформативного, волю, чувства и даже разум как сознание вообще. Считают, что именно здесь находится обитель души (атман), духа, бога. При этом связь рассудочных, интеллектуальных функций, дискурсивного мышления с мозгом не отрицается. Допускается существование сверхтонкой структуры из праны или энергий, полевого образования, регулирующего и координирующего деятельность индивидуального сознания. В веданте с сердцем связывают деятельность внутреннего органа антахкарана. В дальневосточном буддизме сердце и сознание обозначают одним иероглифом. Термины «хридая» и «читта» выступают как синонимы. Предполагают, что в сердце заключены врожденные знания и ощущается «я» как собственная личность. В буддизме чань и дзэн для получения просветления рекомендуется парадоксальную задачу (кит. гунъань, яп. коан) не обдумывать, а «опускать в живот». В японском языке хара (живот) в переносном смысле употребляется как душа, синоним термина син (сердце, душа). Одним из важнейших буддийских текстов считается «Сутра сердца» («Праджняпарамита-хридая-сутра», «Сутра сердца праджняпарамиты»), В переводах на русский язык термин сердце обычно заменяется на термин сознание. В области сердца расположена чакра анахата, называемая сердечной.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003



Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
0.00 байт

Хридая-сутра в китайской традиции

Янгутов Л.Е.
В статье анализируются наиболее популярные Хридая-сутры в Китае. Данная работа охватывает содержание сутры, ее роль и место в китайском буддизме.
Читать PDF
0.00 байт

О комментариях Атиши к «Хридая-сутре»

Дашиева Арюна Аюровна
Статья посвящена комментарию выдающегося буддийского мыслителя и проповедника Атиши к «Хридая-сутре», которая является одним из наиболее известных и часто цитируемых текстов буддийского канона.
Читать PDF
0.00 байт

Из истории тибетских комментариев к «Хридая-сутре»

Дашиева Арюна Аюровна
Статья посвящена комментарию выдающегося буддийского мыслителя школы Гелуг Агвана Дандара Алашанского к «Хридая-сутре», которая является одним из наиболее известных и часто цитируемых текстов буддийского канона.

Похожие термины:

  • ПРАТИТЬЯ-САМУТПАДА-ХРИДАЙЯ-КАРИКА

    (санскр. pratëtya-samutpa– da- hrdaya-ka–rika–, тиб. rteg cing grel par byung bai snying poi tshig leur byas pa, тиб. rtenbrel yan lag, «Строфы о сущности взаимозависимого происхождения») — трактат Нагарджуны в семи строфах, сохранился в перевод