ХРЕНОВ Николай Андреевич

Найдено 1 определение
ХРЕНОВ Николай Андреевич
(р. 17.12.1942) — спец. в обл. эстетики и культурологии; д. филос. н., проф. Р. в Нижнем Новгороде. Окончил ВГИК в 1968, асп. того же института (1970). С 1971 — в Ин-те истории искусств Минва культуры: мл. н. с, с 1976 — ст. н. с, с 1982 — вед. н. с. Докт. дисс. — «Культурологический аспект изучения публики как коммуникативной общности» (1992). С 1987 ведет преп. деят. С 1998 — зав. отделом эстетики и теории искусства, а с 2005 — зам. дир. по науке Гос. ин-та искусствознания. С 2000 — гл. ред. научного альманаха «Традиционная культура». В наст. вр. X. — преде, выходящей в издве «Наука» серии «Искусство в исторической динамике культуры». С 1980-х X. разрабатывает кулыурол. аспекты искусства. В поле его внимания — переходные эпохи в истории культуры и связанное с ними изменение соц. функций иск. Выявляя в истории особую разновидность перехода — переход от цикла к циклу, X., развивая идеи филос. истории П. Сорокина, разработал теорию возврата искусства в моменты бифуркации к удаленным ист. эпохам, на основе к-рого происходит разрыв с непосредственно предшествующим циклом истории искусства и одновременно скачок в качественно новое состояние. Эта закономерность позволила точнее объяснить смысл происходящих в культуре XX века процессов. Выявленную закономерность X. иллюстрирует возникновением постмодернизма, нуждающегося в осмыслении с т. зр. филос. истории и цивилизац. парадигмы. X. доказывает, что одним из значимых признаков смены циклов оказывается также возникновение множества субкультур и контркультур, в большей или меньшей степени отклоняющихся от ценностного ядра культуры и играющих важную роль в процессах истории искусства.
Соч.: Творческий процесс как объект изучения // Психология процессов художественного творчества. Л., 1980; Культурологический аспект художественного процесса XX века. // Современное искусствознание: Методологические проблемы. М., 1994; Мещанско-предпринимательская картина мира в русской культуре// Мир психологии. 1996. № 4; Логика теоретической рефлексии об искусстве в XX веке: постмодернистская парадигма // Теория художественной культуры. Вып. 4. М., 2000; Логика художественного процесса Нового времени: взгляд из XX века // Искусство Нового времени: Опыт культурологического анализа. СПб., 2000; Введение в социологию искусства. (В соавт.). СПб., 2001; Художественная жизнь императорской России (субкультуры, картины мира , ментальность). ( В соавт.). СПб., 2001; Культура в эпоху социального хаоса. М., 2002; Зрелища в эпоху восстания масс. М., 2006.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009