ХОМАНС Джордж Каспар

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ХОМАНС ДЖОРДЖ КАСПАР

род. 11 авг. 19U), Бостон) - амер. социолог и социальный психолог, необихевиорист, один из создателей теории малых групп. За основу анализа принял "элементарное социальное поведение", т.е. непосредственные контакты между индивидами, что, по его мнению, позволяет осмыслить функционирование социальных систем на различных уровнях. Предложил для описания социального поведения универсальный внеисторический набор ценностей и условий, восходящих к периоду свободной конкуренции. Осн. труды: "Social behavior. Its elementary forms", 1961; "The nature of social science", 1967.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ХОМАНС ДЖОРДЖ КАСПАР

р. 11.8.1910, Бостон), амер. социолог и социальный психолог-необихевиорист. X.- один из создателей теории малой группы, опирающейся на идеи структурно-функционального анализа. С нач. 60-х гг. отошел от функционализма и стал определять свою позицию как «предельный психологич. редукционизм». Возникновение социологии, согласно X., «было естественным следствием психологии», а поэтому «конечные принципы объяснения в антропологии, социологии и даже в истории...- психологические» («Sentiments and activities», N. ?., 1962, p. 48, 61). Исходной единицей анализа он считает «элементарное социальное поведение», т. е. непосредств. контакты между индивидами, и на этой основе стремится осмыслить функционирование социальных систем различного уровня. Социальное поведение X. исследует на основе теорий, заимствованных из психологии поведения и экономич. концепций обмена. Описывая социальное поведение как универс. обмен и формулируя правила «справедливого обмена», X. фактически предполагает существование единого внеисторич. набора ценностей и условий свободной конкуренции, описанных в классич. бурж. политэкономии.

Источник: Советский философский словарь

ХОМАНС ДЖОРДЖ КАСПАР

Homans), Джордж Каспар (р. 11 авг. 1910) – амер. социолог-теоретик, проф. Гарвардского ун-та (с 1953). X. – необихевиорист с ярко выраженной функционалистской ориентацией. В ряде работ он применял идеи функционализма к анализу разных этапов истории общества и разных уровней его структурной организации: ср.-век. англ. общества ("English villagers of the 15th century", Camb., 1942), малых социальных групп, системы родства в примитивных обществах ("Marriage authority and final causes", Chi., 1955, coвм. с D. ?. Schneider). X. является создателем теории малой группы как частной социологич. "теории среднего уровня" ("Человеческая группа" – "The human group", ?. ?., 1950). Под малой группой он понимает группу лиц, к-рые "связаны друг с другом в течение некоторого периода времени, группу, которая достаточно мала, так что каждое лицо в состоянии поддерживать связь со всеми остальными не через других, а непосредственно, лицом к лицу" (указ. соч., р. 1). Осн. черты теории X.: 1) групповое поведение анализируется по нек-рому числу взаимозависимых элементов – обобщенных со-циально-психологич. признаков (взаимодействие, деятельность, нормы поведения, чувства, установки, мотивы, стимулы); 2) группа изучается как органич. целое или социальная система, существующая в среде; 3) динамика системы выявляется путем эмпирич. обобщений, устанавливающих функциональные зависимости между отд. элементами группового поведения. Хотя X. и признает, что нек-рые положения Маркса "есть чрезвычайно полезное руководство для исследования" ("Amer. Soc. Rev.", 1964, v. 29, No 6, p. 811), однако он исходит из первичности психологич. факторов в детерминации социальных систем различного уровня. Предметом его анализа является социальное поведение, т.е. поведение двух или более индивидов в непосредств. контакте в любых социальных ситуациях: на произ-ве, в быту, на досуге. В работе "Социальное поведение. Его элементарные формы" ("Social behavior: Its elementary forms", ?. ?., 1961), последовательно развивая редукционистскую т. зр. на социологию как вывод из психологии, X. анализирует социальное поведение на основе теорий, заимствованных из психологии поведения (Б. Скиннер) и экономия, концепций обмена. Экстраполируя на поведение людей закономерности, выявленные в экспериментальных исследованиях животных и в экономич. концепциях обмена на товарном рынке, X. рассматривает социальное поведение как обмен материальной и нематериальной деятельности людей в зависимости от количества и вида вознаграждения, к-рое они получают от контактов друг с другом (теория мотивации поведения "нового экономич. человека"). В 60-е гг. X. отходит от функционализма к крайнему социологич. бихевиоризму. С этих позиций он критикует логич. основы концепции Парсонса. Соч.: An introduction to Pareto, N. Y., 1934; Fatigue of workers, N. Y., 1941; Sentiments and activities, N. Y., 1962; Contemporary theory of sociology, в кн.: Faris R. ?. L. [ed.], Handbook of modern sociology, Chi., 1964; Bringing men back, "Amer. Soc. Rev.", 1964, v. 29, No 6. Лит.: Lооmis С. P., Lооmis Z. K., Modem social theories, [?. ?.], 1963. Г. Антипина. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ХОМАНС (Homans) Джордж Каспар (1910-1989)
американский социолог, професор Гарвардского университета. Основные работы: "Человеческая группа" (1950); "Социальное поведение: его элементарные формы" (1961); "Природа социальной науки" (1967) и др. В первый период творчества находился под влиянием Парето и Парсонса. В 60-е разработал психологизированный вариант теории социального обмена. В отличие от Блау (второго классика этой теории), X. полностью отказался от понятия социальных структур, не наряду (Блау), а вместо них введя понятие "субкультуры обмена", резко усилив бихевиористско-позитивистские основания подхода. Социальное поведение рассматривается как обмен материальными и нематериальными (например, знаками одобрения и престижа) ценностями. Уровень и качество обмена задают меру стабильности социальных связей и отношений. "Такой процесс оказания влияния имеет тенденцию к обеспечению равновесия или баланса между обменами", - отмечает X. Он вводит понятие альтернативных моделей поведения, соотносимых между собой в ситуациях выбора с вариациями издержек при реализации каждой из них. Поведение структурируется по двум уровням: субинституциональному (непосредственно-личностные отношения) и институциональному (нормативно-ценностные структуры). На субинституциональном уровне отношения обмена задаются и объясняются психологией участников, редуцируемой в полном соответствии с бихевиористскими принципами к действию пяти "положений" (причин): успеха (чем чаще достигается успех, тем чаще повторяется приведшее к нему действие), стимула (эффективный стимул вызывает повторение действия), ценности (значимость достигнутого результата стимулирует новое действие), насыщения/голодания (чем больше вознаграждений, тем больше стремление к действию), агрессии/одобрения (возрастание агрессивности в зависимости от неполучения ожидаемого). Комбинаторика причин дает обозримое количество эмпирически верифицированных типов ситуаций обмена. Эти "положения" предполагают симметричность отношений участников в реальных обменах, поэтому наибольшую трудность для объяснения в теории X. вызывают ассиметричные отношения: власть, насилие, неравенство. Для объяснения власти и насилия в социуме X. вынужден вводить дополнительный принцип обмена - принцип наименьшего интереса (наименее заинтересованный в конкретном результате получает большую "свободу рук" - возможность диктовать условия другим), для объяснения неравенства - принцип дистрибутивной справедливости (оптимум: награда соответствует затратам). Концепция X. показательна не только последовательным воплощением необихевиоризма в социологии, но и последовательной операционали-стически-позитивистской линией в трактовке социального знания и познания. Его позиция иногда даже определяется как реноменализм. X. исходит из дедуктивно-номологиче-ской модели объяснения Э. Нагеля и К. Гемпеля и выдвигает требование выхода на строгие операциональные, эмпирически обосновываемые операциональные определения (отсюда и его последовательная редукция в собственной теории). Идеал для него - "единая унифицированная общественная наука", стирающая междисциплинарные различия. Это возможно в силу того, что все социальные науки изучают поведение и все используют одну и туже группу объяснительных принципов. Структурный, функциональный, исторический и психологический типы объяснений, редуцируемы, в конечном итоге, к объяснению "через мотив". Из мотива можно дедуцировать всю совокупность изучаемых фактов, т. е объяснить их. Мотив же у X. - "опосредующий фактор" бихевиористской схемы "стимул-реакция". Отсюда основные положения "единой унифицированной общественной науки" как положения об индивидах и их мотивах, проинтерпретированных в терминах социального обмена теории самого X. В этом контексте любые суждения социального знания можно разделить на два типа: 1) "недействующие определения" и "нереальные положения" общих теорий, типа теории Парсонса; и 2) "действующие определения" и "реальные положения" сводимых к набору эмпирически верифицируемых переменных теорий, типа теории X.
В.Л. Абушенко

Источник: Новейший философский словарь