Холизм
представление, согласно которому верификация возможна лишь в составе всей концептуальной системы.
Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016
Холизм
одно из направлений философии, рассматривающий приоритет целого над частью ( в противоположность меризму, признающему ведущую роль части).
Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
Холизм
Течение мысли, придающее большее значение целому (от греческого holos), чем его частям, провозглашающее несводимость целого к составляющим его элементам. В приложении к обществу холизм противостоит индивидуализму.
Источник: Философский словарь.
Холизм
гр. целое) — философское направление, рассматривающее природу как иерархию «целостностей», понимаемых как духовное единство; в современном естествознании — целостный взгляд на природу, стремление к построению единой научной картины мира (см. Картина мира научная).
Источник: Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов
Холизм
(holism) - этот термин использовал генерал Ян чСматс в своей книге «Холизм и эволюция» (Holism and Evolution, 1926), чтобы выразить веру в творческую эволюцию. Идея холизма почерпнута из философии идеализма и означает целостность. В последние годы холизм обрел большую популярностьсреди различных движений за чальтернативную медицину и в чдвижении Новый Век.
Источник: Новые религиозные движения.
ХОЛИЗМ
философия целостности, рассматривающая мир как результат творческой эволюции, учение о сущности феномена целостности. Под ним понимается высший принцип целостности мира, обнимающий все его сферы (физиче«кую, биологическую, социальную, психическую, духовную) и опирающийся на положение: "Целое больше суммы его частей". Высшей формой целостности холистического типа является человеческая личность, где происходит синтез объективного и субъективного, духовного и материального.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
Холизм
от англ. holism от греч. pholos — целое) — философское течение, которое рассматривает природу как иерархию «целостностей», понимаемых как духовное единство, «нематериальная структура». Холизм Дж. Хол-дейна исходит из целостности мира как высшей и сверхохватывающей целостности — и в качественном, и в организационном отношениях, в целостности, обнимающей собой области психологической, биологической, в том числе самой рациональной — физической реальности; все эти области представляют собой упрощение и обособление этой их охватывающей целостности.
Источник: Начала современного естествознания: тезаурус
ХОЛИЗМ
от греч. hdlon - целое) - точка зрения целостности, или учение о целостности. Это понятие введено южноафр. генералом Я. Смэтсом в его произв. "Holism and Evolution" (1926). Холизм как учение был основан Дж. С. Холдейном ("The philosophical basis of biology", 1931). Холизм исходит из целостности мира как высшей и всеохватывающей целостности - и в качественном, и в организационном отношении, - целостности, обнимающей собой область психологической, биологической и, наконец, самой внешней, хотя и самой рациональной - физической действительности; все эти области представляют собой упрощение и обособление этой охватывающей целостности.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Холизм
(греч. — целое) — идеалистическая «философия целостности». Это понятие введено южноафр. фельдмаршалом Я. X. Смэтсом в книге «Холизм и эволюция» (1926). Идеалистически истолковывая несводимость целого к сумме частей, Смэтс утверждает, что миром управляет холистический процесс — процесс творческой эволюции, создания новых целостностей, в ходе к-рого формы материи непрестанно увеличиваются. Холистический процесс, по Смэтсу, отменяет закон сохранения материи. «Фактор целостности» X. считает нематериальным и непознаваемым, придавая ему мистический характер. Политическое воплощение холистического принципа Смэтс видел в Южно-Африканском Союзе, с господствующим в нем режимом социального угнетения и расовой дискриминации.
Источник: Философский словарь. 1963
ХОЛИЗМ
философская концепция, утверждающая приоритет целого перед составляющими его частями, его онтологическую самостоятельность и несводимость к сумме частей и выполняемых ими функций. «Целое не есть аддитивная сумма составляющих его элементов и подсистем. Напротив, функционирование и развитие последних полностью определяется целями целого как такового» — кредо холизма. Холизм опирается, прежде всего, на анализ функционирования биологических и социальных систем, однако иногда претендует и на универсальность своего применения, включая и неорганический мир (Бытие вообще, Космос, галактика, Солнечная система, Земля и т. д.). В философии науки холизм представлен такими именами как Аристотель, Кеплер, Гегель, Шеллинг, Тейяр де Шарден и др. (См. целое, система, принцип системности).
Источник: Философия науки: Словарь основных терминов
ХОЛИЗМ
греч. holos — целое) — идеалистическая “философия целостности”, близкая по своим идеям к теории эмердясентной эволюции. Это понятие введено Я. X. Смэтсом в книге “Холизм и эволюция” (1926). Идеалистически истолковывая несводимость целого к сумме частей, Смэтс утверждает, что миром управляет холистический процесс — процесс творческой эволюции, создания новых целостностей. В ходе эволюции формы материи непрестанно возникают и обновляются. Холистический процесс, по Смэтсу отменяет закон сохранения материи. “Фактор целостности” X. считает нематериальным и непознаваемым, придавая ему мистический характер. Идеи X. развивали также Дж. С. Холдейн (“Философские основы биологии”, 1931) и А. Майер-Абих (“Идеи и идеалы биологического познания”,1934). В совр.зап. литературе термин “X.” нередко используется для обозначения принципа целостности.
Источник: Философский энциклопедический словарь
ХОЛИЗМ
(от греч. ???? — целый, весь) — идеалистическая «философия целостности». Термин введен британским фельдмаршалом, премьер-министром ЮАС Я.Смэтсом в кн. «Холизм и эволюция» («Holism and evolution», 1926). Согл. Х. миром управляет процесс творч. эволюции, создающий новые целостности. В ходе эволюции формы материи преобразуются и обновляются, никогда не оставаясь постоянными. Носителем всех органических свойств объявляется чувственно невоспринимаемое поле (подобное лейбницевской монаде), остающееся постоянным при всех изменениях организма. Целое (целостность) трактуется в Х. как высшее филос. понятие, синтезирующее в себе объективное и субъективное, являющееся «последней реальностью универсума». Согл. Х. конкретная высшая форма органической целостности — чел. личность. Придавая мистический характер «фактору целостности», Х. считает его непознаваемым. Концепция Х. оказала заметное влияние на модели «творч. эволюции» Бергсона, «философию процесса» Уайтхеда, феноменологию, гештальт-психологию, философию науки. В.И.Полищук
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
ХОЛИЗМ
от греч. целый, весь), идеалистич. «философия целостности». Термин введен Я. Смэтсом в кн. «Холизм и эволюция» («Holism and evolution», 1926). Согласно X., миром управляет процесс творч. эволюции, создающий новые целостности. В ходе эволюции формы материи преобразуются и обновляются, никогда не оставаясь постоянными; холистический процесс отвергает закон сохранения материи. Носителем всех органич. свойств объявляется чувственно невоспринимаемое материальное поле (подобное лейбницевской монаде), остающееся постоянным при всех изменениях организма. Целое (целостность) трактуется в X. Как высшее филос. понятие, синтезирующее в себе объективное и субъективное; оно провозглашается «последней реальностью универсума». Согласно X., высшая конкретная форма органич. целостности - человеч. личность. Придавая мистич. характер «фактору целостности», X. считает его непознаваемым. Идеи X. развивали А. МейерАбих (Германия), А. Леман (Франция). В совр. зап. лит-ре термин «X.» иногда используется для обозначения принципа целостности.
Источник: Советский философский словарь
ХОЛИЗМ
от греч. holos - целый) - методологический принцип целостности, сформулированный южноафриканским философом Я. Смэтсом в 20-е годы. Выражается в формуле "целое больше, чем сумма его частей". X. свойственен целому ряду концепций развития, воспринявших, в частности, идеи "творческой эволюции" Бергсона, "философии процесса" Уайтхеда. Исходя из идей биологического витализма и специальной теории относительности, Смэтс трактовал целое как центральное понятие философии, синтезирующее в себе объективное и субъективное, материальное и идеальное. Высшая форма органической целостности - человеческая личность. По Смэтсу, целостность как органическая мировая субстанция нерасчленима и непознаваем, а в отличие от другого аспекта сущего - механической структурности, являющейся предметом науки. X. противостоит как механицистской, так и антропоморфистской интерпретации реальности. Определенная расплывчатость и метафоричность принципа X. не помешали его популярности. Идеи X. развивали А. Ломан, А. Мейер-Абих, Дж. Холдейн, на принципе X. построен ряд фундаментальных положений философии науки (тезис Дюэма- Куайна, тезис Куна-Фейерабенда).
Источник: Современная западная философия: словарь
Холизм
(англ. holism из греч. holos – целое) – 1. Идеалистическая «философия целостности». Термин введен Я. Сматсом в книге «Холизм и эволюция». Согласно холизму, миром управляет процесс творческой эволюции, создающий новые целостности. В ходе эволюции формы материи преобразуются и обновляются, никогда не оставаясь постоянными; холистический процесс подвергает сомнению закон сохранения материи. Носителем всех органических свойств в холизме объявляется чувственно невоспринимаемое материальное поле, остающееся постоянным при всех изменениях организма. Целое (целостность) трактуется как высшее философское понятие, синтезирующее в себе объективное и субъективное, оно провозглашается «последней реальностью универсума». Высшая конкретная форма органической целостности – человеческая личность. Придавая мистический характер «фактору целостности», холизм считает его непознаваемым. 2. В методологии – направление, противоположное методологическому индивидуализму, постулирующее выяснение явлений как частей определенной целостности. Противопоставляется концепциям механистическим и атомистическим. Распространено в биологии, психологии (гештальтпсихология) и социальных науках.
Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017
холизм
философия целостности, методологический принцип, согласно которому целое обладает безусловным приоритетом перед своими частями («целое – все, часть – ничто»). В онтологии приобретает форму крайнего реализма в решении проблемы универсалий, в гносеологии – рационализма и панлогизма. В социальной философии и этике, как правило, порождает доктрины ригоризма, коллективизма, в крайних вариантах – тоталитаризма. Был характерен для античной космоцентрической философии, исходившей из принципа подхода к любому онтологическому феномену (в т.ч. И к человеку – в доктрине связи микро- и макрокосма) как к отдельной части космоса в целом, как к частному случаю бытия вообще. Наиболее отчетливо методология х. Проявляется в социальной философии платона и антропологии стоиков. В современной методологии науки, теории самоорганизации биологических и социальных систем, в синергетике идеи х. Развиваются в связи с критикой методологического редукционизма (целое – функция своих частей, как в механицистском учении о природе р. Декарта, в котором как автоматы рассматриваются даже животные, организм которых – просто более сложный механизм, чем обычные физические конструкции и механизмы), в контексте развития учения об интегральных качествах (которыми обладает целое, но не обладают его части) и их природе. Здесь используются такие понятия, как «автономия целостности», «качественная самодостаточность целого» и т.д.
Источник: Краткий философский глоссарий
ХОЛИЗМ
[от греч. holos — целое] — методологический принцип, согласно которому выполняется одно или несколько требований из далее приводимых: а) целое доминирует над своими частями; б) части целого неотделимы от него; в) целое обладает свойствами, не присущими его частям. С интерпретацией соотношения целого и части связано много метафизических спекуляций. Определенную ясность в обсуждаемую проблематику внес системный анализ, который позволил рассмотреть проблематику целого с научных позиций. В системном анализе целое понимается как взаимодействие элементов и частей системы. Система не является объектом, который существует наряду с элементами и частями и, следовательно, она в принципе не способна доминировать над ними. В силу этого же основания несостоятельно и положение (б), приемлемый смысл которого состоит в том, что части системы соотносительны друг с другом. Наконец, по поводу положения (в) заметим, что система обладает своеобразными свойствами, но не относительно своих частей, а по отношению к внешнему для нее окружению. X. в смысле (а) характерен для монистических идеалистических систем (Дж. Брэдли, Дж. МакТаггарт), а также для герменевтики и марксизма (см.) (общество довлеет над личностью). X. в смысле (б) реализовал У. Куайн, утверждая, что любая гипотеза неотделима от науки как целого. X. в смысле (в) характерен для всех холистов, в т.ч. для многих ученых, пытающихся ссылкой на специфику целого объяснить природу биологических и социальных систем. См. парадоксы системных признаков.
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.
ХОЛИЗМ
(Holismus; от греч. to holon — «целое») — философская основная установка, которую во все значительные периоды истории философии представляли соответственно Аристотель, Фома Аквинский, Лейбниц, Шеллинг и Гегель. Новый отпечаток понятию «холизм» придал Я. X. Смэтс («Holism and Evolution», 1926, нем. изд. 1938). Видными представителями холизма в последнее время являлись в Англии Дж. С. Холдейн («The Philosophical Basis of Biology», 1931, нем. изд. 1932) и Адольф Мейер-Абих в Германии («Ideen und Ideale der biologischen Erkenntnis», 1934, «Naturphilosophie auf neuen Wegen», 1948). В Америке европейскому холизму соответствует философия «эмерджентной эволюции» (У. М. Уилер, А. Н. Уайтхед). В то время как монистическая философия убеждена в глубинной метафизической тождественности всех областей действительности, а плюрализм отстаивает их сущностное различие, все холистические системы во все времена согласны в том, что все сферы действительности — физическое, органическое, психическое и т. д., — несмотря на принципиальные различия, образуют подлинную целостность, представленную рядом следующих друг за другом ступеней. Каждая сфера образует собственную ступень, которая хотя по своему составу и отличается от других ступеней, но благодаря «холистическому упрощению» (Мейер-Абих) может быть соответственно переведена в более простую ступень. Каждая сфера внутри себя расчленяется на взаимодополняющие друг друга части. Для современного холизма, каким он был представлен прежде всего Мейером-Абихом, характерно различение тотальных (трансцендентных) и частных (трансцендентальных) реальностей. Первые доступны только идеям, вторые же научным теориям. Тотальные и частные реальности разделены по составу, а внутри себя дополнительно расчленены.
А. Meyer-Abich. Ideen u. Ideale der biolog. Erkenntnis, 1934; A. Meyer-Abich. Naturphilos. auf neuen Wegen, 1948; A. Meyer-Abich. Geistesgesch. Grundlagen der Biologie, 1963;
J. S. Allwood. The Concepts of Holism and Reductionism in Sociological Theory. Göteborg, 1973; D. C. Phillips. Holistic Thought in Social Science. Stanford Calif., 1976;
M. Meyer-Abich. Wiss. für die Zukunft. Holist. Denken in ökolog. und gesellschaftl. Verantwortung, 1988.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ХОЛИЗМ
в широком смысле позиция в философии и науке по проблеме соотношения части и целого, исходящая из качественного своеобразия целого по отношению к его частям. В онтологии холизм опирается на принцип: целое всегда есть нечто большее, чем простая сумма его частей. Соответственно его гносеологический принцип гласит: познание целого должно предшествовать познанию его частей. В более узком смысле под холизмом понимают «философию целостности», разработанную южноафриканским философом Я. Смэтсом, который в 1926 ввел и термин «холизм».
Как мировоззренческая позиция, опирающаяся на указанные выше принципы, холизм, как правило, разделялся мыслителями идеалистического направления. Платон в учении об идеях (воплощенных в конкретных преходящих вещах) и концепции государства (которому как целому должны быть подчинены интересы отдельных людей) стоял на позициях холизма. В Новое время холизм противостоял механицизму и редукционизму в философии и науке. Конкретным выражением холизма были: витализм, настаивавший на принципиальной несводимости процессов жизни к физико-химическим процессам; теория эмерджентной эволюции, подчеркивающая качественное своеобразие живых организмов по сравнению с неорганической материей; гештальтпсихология, признававшая доминирование целостного восприятия по отношению к входящим в него ощущениям. В области социальных учений холизм нашел выражение в разнообразных доктринах, обосновывающих примат общества, государства, этноса, класса по отношению к отдельным индивидам. В философии науки холизм проявился в т. н. «тезисе Дюгема — Куайна», в методологических ко1щепциях Т. Куна, П. Фейерабендаидр.
Т. о., холизм представляет собой широкую мировоззренческую позицию, по-разному проявляющуюся в cabibiA различных областях. Его исходные принципы дополняются рядом других положений. В частности, с точки зрения холизма совокупность предметов, образующих целостность, обретает некое новое качество, которое отсутствует в входящих в нее предметах. Связи между элементами такой совокупности имеют законоподобный характер и определяют место в ней каждой части. Наконец, целое придает своим частям новые свойства.
В настоящее время холизм получил новую, более глубокую разработку в общей теории систем. Лит.: Smiita J. С. Holism and Evolution. N. Y., 1926; Meyer-Abich A. Ideen und Ideale der biologisehen Emeunthis. Lpz., 1994.
А. Л. Никифоров
Источник: Новая философская энциклопедия
холизм
ХОЛИЗМ (от греч. okoc, - целый) - методологический принцип целостности, сформулированный южноамерик. философом Я. Смэтсом в 1926 в его книге «Холизм и эволюция». Выражается в формуле «целое больше, чем сумма его частей». Исходя из идеи биологического витализма и специальной теории относительности, Смэтс трактовал целое как центральное понятие философии, синтезирующее в себе объективное и субъективное, материальное и идеальное. Высшая форма органической целостности - человеческая личность. По Смэтсу, целостность как органическая мировая субстанция нерасчленима и непознаваема, в отличие от др. аспекта сущего — механичсекой структурности, являющейся предметом науки. X. свойственен целому ряду философских концепций развития, воспринявших, в частности, идеи «творческой эволюции» А. Бергсона, «философии процесса» А.Н. Уайтхеда. X. противостоит как механицистской, так и антропо-морфистской интерпретации реальности. Онтологический X. подчеркивает примат целостностей перед отдельными феноменами, методологический X. строит объяснение отдельных феноменов через их отношение к целостностям. В самом широком смысле X. является установкой на учет всего многообразия сторон предмета и критикой всякого одностороннего подхода. Определенная расплывчатость и метафоричность принципа X. не помешала его популярности. Идеи X. развивали А. Ломан, А. Мейер-Абих, Дж. Холдейн; на принципе X. построен ряд фундаментальных положений самых разных учений — гештальтпсихологии, системного подхода, синергетики, феноменологии Э. Гуссерля, современной философии науки (тезис Дюгема— Куайна, тезис Куна—Фейерабенда), социальной философии (от К. Маркса и Э. Дюркгейма до социального функционализма Н. Лумана). И. Т. Касавин Лит.: BlockN, Holism: Mental and Semantic // Routledge Encyclopedia of Philosophy. Vol. 4. L., 1998; Esfeld M. Holism and Analytic Philosophy // Mind. 107. 1998. Esfeld M. Der Holismus der Quanten-physik: seine Bedeutung und seine Grenzen // Philosophia Naturalis. 36. 1999; FodorJ., Lepore E. (Hg.) Holism: A Shoppers Guide. Oxford, 1992; Schlick M. Uber den Begriff der Ganzheit // Topitsch E. (Hg.) Logik der Sozialwissenschaften. F / M., 1993; Smuts J.C. Holism and Evolution. L., 1926; Vollmer G. Das Ganze und seine Teile. Holismus, Emergenz, Erklarung und Reduktion // Deppert W. et al. (Hg.) Wissenschaftsfheorien in der Medizin. В., 1992.
Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ХОЛИЗМ
греч. holos - целый) - понятие, связанное с разработкой в 20 в. системной методологии и системной парадигмы в познании. Может быть рассмотрено в различных ракурсах: как 1) методологический принцип, в соответствии с которым "целое больше суммы своих частей". Противостоит редукционизму, ищущему специфику целого в составляющих его частях и сводящему мироздание к набору некоторых первичных элементов. Холистическая позиция заключается в приоритетном рассмотрении целого с точки зрения возникающих при взаимодействии элементов в системе новых качеств или целостных свойств, отсутствующих у составляющих систему ингредиентов. Выделение и рассмотрение таких свойств позволяет продифференцировать системы по характеру взаимодействия ее элементов на аддитивные или сумма-тивные (в них целое равно сумме своих частей - это разного рода совокупности, механические смеси и т.п.) и эмерджент-ные или целостные (системы с наличием особых качеств - это, например, органические, живые системы, психологические, социальные и т.п.). Редукционизм и X., как анализ и синтез, должны быть рассмотрены как два комплементарных познавательных приема, эффективных при решении соответствующих проблем. С одной стороны, редукционизм позволяет решать структурного плана задачи и находить связи высших уровней с низшими. В свою очередь X. хорош при воссоздании целостной картины объекта или явления, особенно в функциональном отношении. Холистический подход очень важен в познавательном отношении, так как в любой системе, даже аддитивной, имеет место взаимодействие между элементами. В противном случае они не были бы системами. Другое дело, что этими связями в зависимости от задач рассмотрения можно пренебрегать, например, в силу их незначительности, или по ряду других оговариваемых в исследовании причин. И редукционизм, и X. как когнитивные приемы достаточно широко используются в разных системах знания, как естественнонаучных, так и социально-гуманитарных (психология, социология, лингвистика и т.п.). Однако каждый из этих приемов может быть и бывает гипертрофирован. Тогда редукционистская позиция полностью сведет высшее к низшему, откажет высшим формам в специфике и самостоятельности. В такой редукционистской парадигме развиваются механицизм, физикализм, биологизм (при рассмотрении социальных систем). Абсолютизация целостности может приводить к отрыву высшего от низшего как в структурном, так и в генетически-эволюционном отношении. Это делает невозможным познание научными средствами высших проявлений бытия: органической живой материи, психологических и социальных систем. На таком методологическом основании развиваются органицизм, витализм, эмерджентизм, X. и т.п. 2) учение о целостности, сформулированное южноафриканским философом Я.Х. Сматсом в произведении "X. и эволюция" (1926). Оригинальность учения состоит в гипертрофировании формулы "целое больше своих частей" вплоть до исключительного приоритета целого над его частями. Высшим онтологическим идеалом в X. признается целостность мира, проявляющаяся в психологическом, биологическом и физическом ракурсах. При этом целостность рассматривается как в качественном, так и организационном отношениях. Центральным понятием X. является категория "целое". Предполагается, что эта категория может прийти на смену традиционно признаваемым в философии как предельно широкие категориям "материальное" и "идеальное", "объективное" и "субъективное", синтезировав их в своем содержании. Целое, целостность провозглашается "последней реальностью универсума", далее нерасчленимой и непознаваемой. Эта мировая субстанция лежит в основе эволюции мира, создавая новые целостности. А носителем всех органических свойств объявляется чувственно невоспринимаемое материальное поле, сохраняющееся постоянным при всех изменениях организма. Высшей формой органической целостности признается человеческая личность. Концепция X. оказала заметное влияние на модели "творческой эволюции" Бергсона, "философию процесса" Уайтхеда, феноменологию, гештальтпсихологию, философию науки.
Е.И. Янчук
Источник: Новейший философский словарь