ХОКИНГ УИЛЬЯМ ЭРНЕСТ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ХОКИНГ (Hocking) Уильям Эрнест
род. 10 авг. 1873, Кливленд, Огайо - ум. ?) - амер. философ, в 1914-1943 - профессор Гарвардского ун-та в Кембридже (Массачусетс), ученик Куно Фишера, Дильтея, Виндельбанда. Работая в области философии религии, пытался включить в нее знание феноменологии, ценностной этики и неореализма. Осн. произв.: "The meaning of God in human experience", 1912; "The self Its body and freedom", 1928; "Thoughts on death and life", 1937; "What man can make of man", 1942; "Science and the idea of Cod", 1944.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Хокинг, Уильям Эрнест
(Hocking, William Ernest, 18731966).
Американский ученыйпротестант, философ и религиовед. Преподавал в Андоверской теологической школе, в Йеле и Гарварде. Он полагал, что философия не должна оставаться уделом академических исследований, но должна выявлять и разрешать проблемы мира в более широком смысле, в т.ч. проблемы религии, края особенно его интересовала. Хокинг написал восемнадцать книг, среди них "Значение Бога в человеческой жизни" (The Meaning of God in Human Experience, 1912), "Природа человека и как ее изменить" (Human Nature and Its Remaking, 1918), "Переосмысление миссии" (Rethinking Missions, 1932), "Живые религии и всемирная вера" (Living Religions and а World Faith, 1940), а также около двухсот журнальных статей. В "Переосмыслении миссии " Хокинг пишет, что миссионеры должны не ограничиваться евангелизацией, но активно действовать в сфере социальной и медицинской помощи. Проповедуя такие идеи, в то время еще не очевидные, Хокинг оказался втянутым в споры либералов и консерваторов.
Философская система Хокинга характеризуется как "объективныйидеализм"; в ней подчеркивается "иное сознание" Бога. Его труды испытали влияние европейских экзистенциалистских течений и сами оказали влияние на эти течения. Философ учил, что "Я" и "Ты" неразделимы, радикальным образом пересматривая взгляды Декарта. Говорил он и о том, что человек воспринимает Бога не только в метафизическом плане, но и в конкретном чувственном опыте.
Проницательный исследователь и критик других культур, Хокинг много ездил по миру. Он читал лекции в Англии, Шотландии, Нидерландах, Германии, Сирии, Китае и других странах.
J.D. SPICELAND(пер. Ю.Т.) Библиография: W.E. Hocking, TheMeaningof Immortality in Human Experience, The Meaning of God in Human Experience,Science and the Idea of God, andVhatManCanMakeofMan;L.S. Rouner, ed., Philosophy, Religion, and the Coming World Civilization.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

ХОКИНГ УИЛЬЯМ ЭРНЕСТ

10 августа 1873, Кливленд — 12 июня 1966) — американский философ-персоналист. Окончил Гарвардский университет (1902), где его руководителем был Дж. Ройс и у которого он воспринял идею индивида как центрального принципа философствования. В 1904 защитил диссертацию по метафизике. Член Американской академии искусств и наук, Американской ассоциации по развитию наук, Американской академии политических наук.
Хокинг занимался религией, наукой, этикой, политикой, образованием, но основополагающей для всех дисциплин он считал метафизику. Центральным понятием в его системе метафизики выступает «самость», которую он трактовал как творческое начало, включенное в сообщество других самостей. Наибольшую известность получила его книга «Смысл Бога в человеческом опыте» (Meaning of God in Human Experience. N.Y, 1912), посвященная эмпирическому доказательству бытия Бога и возможности его прямого познания («естественный реализм»). Он использует как мистические (наличие в опыте верующего чувства коммуникации с Богом), так и рациональные аргументы (в гносеологическом отношении прямое познание Бога аналогично прямому познанию других сознаний), опираясь при этом на идеи эпистемологического монизма неореалистов (в частности, Р. Б. Перри). Познаваемость природы, согласно Хокингу, была бы невозможна без всеведения Бога и его благосклонности к научным исследованиям. В политической философии проводил мысль, что без социального признания религии общество атомизируется и воли отдельных лиц могут узурпировать воли других, что и происходит в атеистических тоталитарных обществах (Men and the State. New Haven, 1926). Критиковал коммунизм и в то же время защищал стратегию мирного сосуществования разных политических систем («Сила людей и наций: послание к США vis-a-vis СССР» — Stength of Men and Nations: A Message t USA vis-a-vis USSR. N. Y, 1959).
Соч.: Types of Philosophy. N. Y, 1929; Lasting Elements of Individualism. N. Y, 1937; Living Religions and the World Faint. N. Y, 1940; What Man Can Make of Man. N. Y, 1942; Science and the Idea of God. N. Y, 1944; The Coming Ward Civilisation. N. Y, 1956; Meaning of Immortality in Human Experience. N. Y, 1957.
Лит.: KuklickB. The Rise of American Philosophy. Cambr. (Mass.), 1860—1930; The Murray Printing Co. Westford (Mass.), 1979, p. 481— 495.
H. С. Юлина

Источник: Новая философская энциклопедия