см. Христововеры.
ХЛЫСТЫ
ХЛЫСТЫ
Источник: Атеистический словарь
Хлысты
христ. секта, относящаяся к группе сект т. н. духовных христиан. Возникла в России на рубеже 17 – 18 вв. среди оброчных крестьян. Появление сект подобного толка связывается с облеченным в религ. форму стихийным протестом народа против эксплуатации. В основе хлыстовского вероучения лежат мистич. представления о возможности прямого общения с «духом святым». Это общение происходит, считают Х., в результате вселения «духа святого» в избранных людей, к-рые почитаются как «христы» или святые. Устные поучения, или предания, исходящие от подобных «христов», считаются «священными». X. допускают свободное толкование Библии. Большим авторитетом у них пользуются т. н. 12 заповедей, оставленных основателем секты Данилой Филипповичем. В них проповедуется крайний аскетизм, вплоть до запрещения иметь семью. Особенностью X. является экстатический культ, отличающийся изуверством и большой силой эмоционального воздействия на верующих. Молитвенные собрания X. называются радениями. Тон на молениях задают лица с крайне неустойчивой или расшатанной психикой, называемые пророками и пророчицами. Пророки и пророчицы быстро доводят себя до экстаза, к-рый передается постепенно всем или большинству присутствующих. Подобная культовая практика уродует человека как нравственно, так и физически. В наст. вр. имеются отдельные группы хлыстов.
ХЛЫСТЫ
(искаж. «христы»), самоназвание - «люди божьи» - религ. секта, возникшая в России в конце XVII - нач. XVIII в. среди крестьян и занесенная оброчными крестьянами в города. Основой вероучения X. является признание возможности прямого общения человека со «св. духом» и воплощение «духа» в наиболее «праведных» людей, к-рые т. о. становятся «христами». К Библии X. не относятся как к божеств. откровению и толкуют ее аллегорически. Они проповедуют жизнь по законам «животной книги» (или «книги жизни» - так X. называют совокупность своих устных преданий) и по 12 заповедям, к-рые запрещают иметь семью и детей, пить вино, курить, сквернословить, есть мясную и кровяную пищу и т. д., призывают «св. духу верить». Последнее означает - верить «внутр. голосу», а главное - хлыстовским «пророкам», через к-рых будто бы «св. дух» говорит на собраниях членов секты. Собрания X. проходят в форме радений, т. е. молений, к-рые, как и у нек-рых др. сект, у X. сопровождаются коллективными плясками, доводящими до исступл. состояния (это называется «хождением в духе», «духовным весельем»), и пророчествами. Форма подобных собраний и аскетич. направленность 12 заповедей исторически объясняется социальными условиями жизни крестьянства феод. России, его протестом против испытываемого гнета и ненавистью ко всему образу жизни эксплуатат. классов - стремлением противопоставить «плотскому веселью» господ нечто противоположное - «веселье духовное». Однако хлыстовское требование ухода от мира и поощрение религ. исступления глубоко реакционны и направлены на отвлечение людей от действенной борьбы за социальную справедливость.
Осн. масса X. не порывала с правосл. церковью, хотя не признает священников, не почитает установленных церковью «святых». Посещение церкви X. оправдывают ссылкой на Библию: Иисус Христос, мол, тоже ходил в синагоги, а с учениками устраивал тайные собрания. Основателем секты и автором ее 12 заповедей считается костромской крестьянин Даниил Филиппович, в к-рого, по мнению X., воплотился бог Саваоф. Позже хлыстовскими общинами («кораблями») управляли «христы» и «богородицы». Первым «христом» был объявлен Иван Суслов, из муромских крестьян. Во второй пол. XIX в. власть в хлыстовских «кораблях» захватили торг. элементы. Хлыстовский аскетизм стал вырождаться в подкрашенное религ. идеями бурж. скаредничество. Появились враждующие «христы» и общины. Так, в конце XIX в. из хлыстовства выделилась секта «новый израиль», возглавляемая сначала Мокшиным, затем Лубковым. Лубков отменил «хождение в духе» и провозгласил открытый разрыв с правосл. церковью.
С конца XIX в. в связи с преследованиями X. властями, а также в связи с развитием рев. движения, хлыстовство пошло на убыль. Наряду с сокращением численности секты наблюдался отказ X. от пищевых запретов, от заповеди «нечадородия» и т. н. После Окт. революции, в частности в годы коллективизации с. х-ва, зажиточные X. выступали на стороне кулаков. В наст. вр. в разл. местах страны существуют небольшие группы X. Их орг-ция носит весьма замкнутый характер. X. не принимают участия в обществ, жизни страны. В сельской местности подавляющее большинство их живет за счет доходов с индивидуальных участков.
Осн. масса X. не порывала с правосл. церковью, хотя не признает священников, не почитает установленных церковью «святых». Посещение церкви X. оправдывают ссылкой на Библию: Иисус Христос, мол, тоже ходил в синагоги, а с учениками устраивал тайные собрания. Основателем секты и автором ее 12 заповедей считается костромской крестьянин Даниил Филиппович, в к-рого, по мнению X., воплотился бог Саваоф. Позже хлыстовскими общинами («кораблями») управляли «христы» и «богородицы». Первым «христом» был объявлен Иван Суслов, из муромских крестьян. Во второй пол. XIX в. власть в хлыстовских «кораблях» захватили торг. элементы. Хлыстовский аскетизм стал вырождаться в подкрашенное религ. идеями бурж. скаредничество. Появились враждующие «христы» и общины. Так, в конце XIX в. из хлыстовства выделилась секта «новый израиль», возглавляемая сначала Мокшиным, затем Лубковым. Лубков отменил «хождение в духе» и провозгласил открытый разрыв с правосл. церковью.
С конца XIX в. в связи с преследованиями X. властями, а также в связи с развитием рев. движения, хлыстовство пошло на убыль. Наряду с сокращением численности секты наблюдался отказ X. от пищевых запретов, от заповеди «нечадородия» и т. н. После Окт. революции, в частности в годы коллективизации с. х-ва, зажиточные X. выступали на стороне кулаков. В наст. вр. в разл. местах страны существуют небольшие группы X. Их орг-ция носит весьма замкнутый характер. X. не принимают участия в обществ, жизни страны. В сельской местности подавляющее большинство их живет за счет доходов с индивидуальных участков.