ХИРОН

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ХИРОН

Кентавр, сын Кроноса и океаниды Филиры, втайне от Реи сочетавшихся в браке. X. родился полуконемполучеловеком, так как Кронос, застигнутый Реей, принял вид коня. X. (как и Фол), в отличие от других кентавров, выделяется мудростью и благожелательностью и является воспитателем героев (Тесея, Ясона, Диоскуров); как лекарь обучал врачеванию Асклепия. При отъезде аргонавтов маленький Ахилл находится на руках X. и его супруги. Самого Пелея X. научил, как овладеть Фетидой, менявшей свой облик. Он подарил Пелею знаменитое копье из пелионского ясеня. Изгнанный лапифами с Пелиона, X. поселился вблизи мыса Малеи, где и был нечаянно ранен отравленной ядом лернейской гидры стрелой Геракла, сражавшегося с кентаврами. Страдая от неизлечимой раны, бессмертный X. жаждет смерти и отказывается от бессмертия в обмен на освобождение Зевсом Прометея.

Источник: Словарь греческой мифологии

Хирон
греч.)  – кентавр, сын Кроноса и океаниды Филиры. X. родился полуконем-получеловеком, так как Кронос во время спаривания с Филирой принял вид коня и в этом виде был застигнут своей супругой Реей. В отличие от остальных кентавров, детей Иксиона, буйных и враждебных человеку, X. справедлив, мудр, благожелателен к людям. X. обучался у Аполлона и Артемиды врачеванию, музыке, гимнастике, искусству охоты и прорицаниям. Впоследствии он стал наставником многих героев, среди которых были Асклепий, Ахилл, Ясон, Геракл, Диоскуры, Амфиарай. Супругой X. была дочь Аполлона Харикло, сохранявшая облик женщины. ДочьХ. Эндеида стала матерью Лелея и бабкой Ахилла. После изгнания кентавров лапифами с горы Пелион X. переселился в Лаконию, где был случайноранен отравленной стрелой Геракла во время схватки героя с кентаврами. X. был бессмертен и не мог умереть от яда, но рана причиняла ему такие мучения, что он отказался от бессмертия в пользу Прометея. После смерти X. был вознесен на небо и превращен в созвездие Стрельца (подругой версии, это созвездие названо в честь кентавра Фолоса).

Источник: Мифологический словарь

Хирон
Хирон (греч. мифол.) – имя одной из наиболее крупных фигур греческой мифологии. Принадлежа к кентаврам (см.), Xирон отличался, однако, совершенно иными свойствами, нежели его собратья. В то время как последние являлись горными и лесными божествами, олицетворяя дикую природу северной Греции, X. почитался как мудрое существо, которому особенно хорошо известны целебные травы и приемы воспитания. Близость к природе в данном случае привела к созданию не грубого, злого и простоватого горного духа, родственного скандинавским троллям, а симпатичной фигуры Xирона, в лице которого нашли свое олицетворение целительные и облагораживающие, воспитывающие силы природы. В основе этого мифологического образа лежит, по-видимому, более глубокий, более развитой взгляд на природу, что, несомненно, доказывает более позднее происхождение мифа о Xироне, или, по крайней мере, более позднее выделение его из всей массы сказаний, связанных с именем кентавров. В связи с этим, сказания о Xироне. можно разделить на две группы. Согласно одному циклу, его происхождение общее с прочими кентаврами. Отцом его является по этой версии Иксион, матерью – Нефеле (облако, т. е. созданное из облака подобие Геры, к которой Иксион пылал страстью). Как и все прочие кентавры, он принимает участие в битве кентавров с греческими героями, которая рассматривалась как олицетворение победы греческой культуры над варварством. Таким образом, мудрый Xирон отчасти служил символом варварства. К этому же циклу относится и оказание о ране, нанесенной Xирону Гераклом и послужившей причиной смерти мудреца. Другой цикл мифов проникнут тенденцией выделить Xирона из грубой толпы кентавров и уничтожить даже тень родства между последними и фессалийским целителем. Родителями Xирона в данном случае являются сам Кронос, во образе коня вступивший в связь с женщиной, и Филира. По другой версии, отец Хирона – Посейдон. Имя Xирона связывается с величайшими героями древней Греции: он выступает в роди воспитателя Ахилла, Асклепия, Аполлона, Язона, Патрокла, Пелея, врачей Подалирия и Махаона, прорицателя Тиресия, Ипполита. В качестве воспитателя Асклепия, Подалирия и Махаона, он является родоначальником медицины; в Фессалии довольно долго существовал род, в котором врачевание было наследственным искусством и который считал Xирона своим эпонимом-родоначальником. Ему приписывалось открытие различных целебных корней и трав, которые по его имени получили свое название у древних натуралистов (Bryonia alba, Ferula opoponax). Смерть Xирона, в первом цикле связанная с его происхождением как кентавра, изменяется соответственно общему облику его. По одной версии, он погибает жертвой своей любознательности, желая испытать на себе действие яда (желчь лернейской гидры), которым были пропитаны стрелы Геракла. По другой, менее осмысленной, он отдает жизнь за Прометея, который будто бы мог сохранить свое бессмертие только если кто-либо из других бессмертных согласится, за него умереть. И в том, и в другом случае смерть Xирона была геройская, и боги вознаградили его за нее тем, что поместили на небо в качестве созвездия (Sagittarius, стрелок). Более благородный, чем все остальные кентавры, Xирон и в изображениях своих должен был отличаться от общего типа. И действительно, на некоторых вазах (напр. Луврская ваза) он изображается с человечьими передними ногами, так что спереди он не отличается от человека. В качестве полубога Xирон имел свой культ, который в упомянутом выше роде врачей был семейным, а в целом ряде местностей Фессалии, Аркадии, Лаконии и друг. (в последних двух – позднего происхождения) носил общенародный характер. Следами его остались довольно многочисленные географические названия в местностях, так или иначе связанных с именем его самого или его сына Кариста. Этимология его имени показывает связь со словом κείρ – рука, чем, очевидно, подчеркивается ловкость, умелость мудрого кентавра.
Ср. Mannhardt, «Antike Wald– und Feldkulte»; Usener, «Griechische Gotternamen»; Welcker, «Kleine Schriften» (т. III. стр. 1); Preller, «Griehische Mythologie» (т. II, 9 – 16).

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.