ХИМЕРА

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ХИМЕРА
1) в др.-греч. мифологии - чудовище с головой и шеей льва, туловищем козла и хвостом дракона; порождение Тифона и Ехидны; 2) в искусстве ср.-век. готики X. называли изображения фантастич. чудовищ в соборной скульптуре.

Источник: Атеистический словарь

Химера
греч.)  – чудовище с тремя головами – льва, козы и дракона – с шеей льва, туловищем козы и хвостом змеи, порожденное Тифоном и Ехидной. Герой Беллерофонт по поручению ликийского царя Иобата убил чудовище, поднявшись в воздух на крылатом Пегасе.

Источник: Мифологический словарь

Химера
от греч. Chimaira) — в греческой мифологии — чудовище; в переносном смысле — фантазия, неосуществимая мечта; (в биологии) организм, состоящий из наследственно различных клеток или тканей, возникает в результате мутаций, рекомбинаций, нарушений клеточного деления.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Химера
12] - 1) в древнегреческой мифологии - чудовище с огнедышащей львиной пастью, хвостом дракона и козьим туловищем; 2) неосуществимая мечта, причудливая фантазия; 3) морская рыба; 4) растительный организм состоящий из двух генетически неоднородных тканей; 5) практически то же, что и монстр (чудовище, урод).

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

Химера
1) в древнегреческой мифологии чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом дракона; порождение Тифона и Ехидны; 2) в средневековом европейском искусстве скульптурные изображения фантастических чудовищ; 3) (перен.) фантазия, неосуществимая мечта.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ХИМЕРА

Чудовище, рожденное Эхидной и Тифоном, опустошавшее страну. Существо с тремя головами: льва, козы и змеи. У нее туловище: спереди – льва, в середине – козье, сзади – змеи. Она изрыгает пламя. Была убита Беллерофонтом, поднявшимся в воздух на крылатом Пегасе и тем самым выполнившим волю ликийского царя Иобата.

Источник: Словарь греческой мифологии

ХИМЕРА
(Chimaira) - в греч. мифологии - фантастич. огнедышащее чудовище с туловищем козы, тремя головами - змеи, льва и козы - и хвостом, оканчивающимся змеиной головой. X., по преданию, опустошала области М. Азии (Ликию и Карию) и была убита героем Беллерофонтом с помощью крылатого коня Пегаса. Образ X. был заимствован христ. религией и отождествлен с томными, враждебными человеку, дьявольскими силами.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ХИМЕРА
от греч. chimaira) — в греческой мифологии одно из порождений темных сил, чудовище. X. Л. Борхес писал, что первое упоминание о Химере есть в шестой песни «Илиады». Там сказано, что она была божественного происхождения — «перед льва, туловище козы, хвост змеи; она изрыгала из пасти огонь, и убил ее, как и было предсказано богами, красавец Беллерофонт, сын Главка. В «Теогонии» Гесиода она о трех головах, такой она представлена в бронзе, знаменитом памятнике из Ареццо (V в.). «Посредине хребта у нее козья голова, на одном конце змеиная, на другом — львиная». В «Энеиде» «огнедышащая Химера» вновь появляется в качестве главного героя. Сервий Гонорат отмечает, что чудовище это было родом из Ликии, а в этом краю имеется вулкан, носящий такое название. У основания вулкана Ликии живут змеи, на склонах — луга и козьи пастбища, «из вершины пышет пламя и там же, наверху, логовища львов; вероятно, Химера — метафора этой необычной горы». Плутарх высказал предположение, что Химера — это имя некоего капитана с пиратскими наклонностями, приказавшего нарисовать на своем корабле льва, козу и змею. Таким образом, ясно, что споры об облике Химеры ведутся уже давно. Она гетерогенна: лев, коза, змея и дракон образуют одно животное. Со временем Химера трансформируется в понятие «химерического», т. е. пустого и ложного предположения. Источ.: Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000; Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Багдасарян В. Э. Проблема мифологизации истории в отечественной литературе 1990-х гг. М., 2000.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Химера
В древнегреческой мифологии Химера (Χίμαιρα, Chimaera) —1) чудовище, имевшее голову и шею льва, туловище козы (χίμαιρα – коза) и хвост дракона и изрыгавшее из пасти огонь; по Гезиоду, у Xимеры, соответственно трем животным породам, из которых состояло ее тело, были и три головы. Дочь Ехидны и Тифаона, Xимера была вскормлена ликийским (карийским) царем Амисодаром (Иобатом) и обитала в Ликии, на горе Краге; здесь же она была убита Беллерофонтом (см.), который с помощью крылатого коня Пегаса благополучно совершил этот подвиг, между тем как попытка других убить Xимеру стоили им жизни. Благодаря гомеровскому эпосу (Ил. VI, 150–183) ликийское сказание о Xимере распространилось и в Греции: ее изображение входило в состав герба Сикиона, Коринфа, Кизика, Зелеи. Виргилий называет Xимеру в числе подземных чудовищ, обитающих в преддверии Орка, помещая ее рядом с Кентаврами, Скиллами, Бриареем, Лернейской гидрой, Гарпиями, Горгонами и Кербером. Местопребыванием Xимеры на горе Краге служила пропасть вулканического происхождения, называвшаяся также Xимерой: сопоставляя это с тем, что Xимера принадлежала к числу чудовищ, изрыгающих огонь, можно видеть в ней олицетворение огнедышащей горы. Ср. Fischer, «Bellerophon, eine mythologische Abhandlung» (Лпц., 1851).
2) Огнедышащая гора в Ликии, близ г. Фаселиды; здесь, по свидетельству древних писателей, водились львы.
3) Укрепление в Эпире (Хаонии), служившее в военное время убежищем для эпирских хионов, которые жили не городами, а поселками. Xимера была расположена на берегу Адриатического моря в области Акрокеравнских гор, близ Диррахия и Панорма. Ныне именем Χιμάρα называется населенная албанцами часть древних Керавнских гор, в пределах которой находилось укрепление Xимеры.
В орнаментике Xимерой называется фантастический комплекс из фигур животных, представляющей собой законченное, но ненатуральное целое. Отсюда, в переносном смысле, употребление слово «химера» для обозначения праздной, пустой фантазии, игры воображения, несбыточной мечты и пр. Н. О.

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
0.00 байт

Химера, лев и «Внутренний человек»: коптский перевод Платона (NH VI, v — государство 588b1-589b6)

Гараджа Алексей Викторович, Протопопова Ирина Александровна
В работе представлен перевод с коптского языка «трактата» из гностической библиотеки Наг-Хаммади (NH VI, v), являющегося, в свою очередь, переводом с древнегреческого языка фрагмента из «Государства» Платона.
Читать PDF
0.00 байт

Семантика денег как химера и симулякр современной европейской культуры

Малышев Владислав Борисович
Европейский метафизический разум предрасположен к производству химер, симулякров, один из которых – деньги.
Читать PDF
0.00 байт

Философия как химера

Любимов Г.П.
В работе представлена оригинальная интерпретация проблемы статуса философского знания в духовных поисках человека и общества на различных этапах истории.
Читать PDF
0.00 байт

БЕССМЕРТИЕ: ДАР ИЛИ ХИМЕРА?

Гуревич П.С.
В статье исследуется тема жизни и смерти, которая на протяжении многих веков волновала философов и психологов, а в наши дни получила новое толкование. Автор размышляет над вопросом: можно ли считать бессмертие благом?
Читать PDF
0.00 байт

Архитектоника химерического как способ опосредования первичной реальности

Малышев Владислав Борисович
Способ европейского мировосприятия есть созерцание химерического, фантастического, несбыточного.
Читать PDF
0.00 байт

РЕЦЕНЗИЯ НА СТАТЬЮ В.Б. МАЛЫШЕВ "АРХИТЕКТОНИКА МИГА: ОТ АГГЛЮТИНАЦИИ ХИМЕРИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ К АРХИТЕКТ

Суворов Н.Н.