ХИЛИАЗМ
ХИЛИАЗМ
(от греч. chilioi — тысяча) — вера в тысячелетнее счастливое царство, а именно вера в царствие Христа на земле перед концом мира.
Хилиазм
( chiliasm) - это понятие из области миллениализма происходит от греческого слова «тысяча». Рассуждения о надвигающемся Миллениуме присутствуют во многих религиозных традициях, например, в зороастризме или даже у таких греческих философов, как Платон. В христианстве представления о Миллениуме вылились в несколько форм, среди которых особо выделяется премиллениализм, который проповедует скорое возвращение Христа и следующее за этим Тысячелетнее Царство.
Источник: Новые религиозные движения.
ХИЛИАЗМ
от греч. chilioi - тысяча) вера в тысячелетнее счастливое царство, а именно вера в царствие Христа на земле перед концом мира. Хилиазм основывается на откровении Иоанна (20, 4). В свое время против хилиазма выступал Ориген, в то время как Августин учил, что тысячелетнее царство началось уже с рождением Христа. В средние века хилиазм ожил и получил развитие в различных учениях, гл. о. в учении Иоахима Флорского, новокрещенцев и гусситов, в Новое время - в пиетизме и теософии (см. Эйтингер). В строго библейских сектах он существует еще и поныне (напр., свидетели Иеговы).
Источник: Философский энциклопедический словарь
Хилиазм
(греч. — тысяча) — религиозное учение о тысячелетнем «царстве божьем» на земле, якобы предшествующем концу света. X. был присущ иудаизму и раннему христианству, где связывался с идеями прихода мессии — избавителя. Идеи X. привлекали к себе рабов и бедняков. Став официальной религией Римской империи, христианство отказалось от всякой возможности изменения земных порядков, сделало. упор на идею загробного воздаяния, отвергло X., как ложное учение. В эпоху средневековья X. оживает в ряде еретических учений, представляющих религиозную оболочку социального протеста крестьян и горожан против феодальной эксплуатации. Сейчас X. — составная часть реакционной идеологии некоторых религиозных сект.
Источник: Философский словарь. 1963
Хилиазм
(от греч. chilioi — тысяча)— христ. учение о тысячелетнем царстве божьем, к-рое якобы будет установлено после победы «сил небесных» над «силами зла». Идеи X. отчетливо выражены в раннехристианском произведении «Откровение Иоанна». Однако впоследствии X. был осужден церковью как ересь. Несмотря на это, идеи X. получили широкое распространение в ряде средневековых сект. Беднота связывала с ними надежды на освобождение от угнетения, на небесное воздаяние. Нередко хилиастич. мечтания связывались с установлением «царства божия» на земле. Не случайно Ф. Энгельс отмечал, что они представляли порой исходный пункт для крестьянско-плебейской ереси (см. т. 7, с. 363). В период капитализма идеи X. возрождаются в вероучении ряда сект (адвентисты, иеговисты и др.). Веру в тысячелетнее «царство божие» рядовые верующие связывают с надеждой на избавление от бедственного, бесправного положения, в к-ром они оказываются в условиях эксплуататорского строя.
ХИЛИАЗМ
от греч. тысяча), милленаризм (от лат. mille - тысяча), вера в «тысячелетнее царство» бога и праведников на земле, т. е. в историч. воплощение мистически понятого идеала справедливости. Основывалась на пророчестве Апокалипсиса (см. Библия), в к-ром, как и во всем X., содержался мотив компенсации обществ. неправды, характерное уже для ветхозаветных пророков умозаключение от невыносимости настоящего к возмещению крови и слез в будущем; притом эта компенсация должна произойти не вне человеч. истории (в «царстве небесном»), но внутри ее, ибо иначе история потеряла бы для жаждущих возмездия приверженцев X. свой смысл X. был осужден христ. церковью (255). В дальнейшем не раз претерпевал возрождение (учение Иоахима Флорского о царстве св. Духа и др.). Плебейский X., характерный для ряда еретич. движений позднего средневековья, достиг своей кульминации в учении Т. Мюнцера. В новое время X. во многом замещается в своих функциях социальной утопией, к-рая отчасти усваивает и структуру X., его образы и т. п.
Источник: Советский философский словарь
ХИЛИАЗМ
(от греч. chilioi - тысяча) - учение о якобы предстоящем «тысячелетнем царстве божьем». В раннехрист. литературе X. наиболее ярко выражен в «Откровении Иоанна», где заявляется, что наступит тысячелетнее царство христово в «небесном Иерусалиме», после победы небесных воинств над силами зла и что это царство принесет блаженство «мученикам за веру»; по истечении тысячелетия пророчествовалось окончат, схватка с «антихристом», после чего должен наступить «конец света» (см. Эсхатология). Часть хилиастов ожидала осуществления своих чаяний на земле, а не на небе. Идеи X., порожденные чувством бессилия угнетенных перед угнетателями и надеждой на небесную расплату с ними, соответствовали настроениям самых экзальтир. христиан, не принадлежавших к руководству общин, о чем свидетельствует предназначение «блаженства» но клиру, а только «мученикам за веру». Церковь, в к-рой уже вскоре после се образования стала ведущей антидемократич. тенденция (стремление к служению эксплуатат. классам), осудила X. как ересь. Хилиастич. настроения получили особенное распространение в христ. сектантстве и нередко вспыхивали в периоды обострения социальной борьбы. См. также Милленарии, Люди пятого царства.
ХИЛИАЗМ
(Chiliasmus; от греч. chilioi — «тысяча») — вера в тысячелетнее счастливое царство, а именно вера в царствие Христа на земле перед концом мира. Хилиазм основывается на Откровении Иоанна (20:4). В свое время против хилиазма выступал Ориген, в то время как Августин учил, что тысячелетнее царство началось уже с рождения Христа. В средние века хилиазм ожил и получил развитие в различных учениях, главным образом в учении Иоахима Флорского, новокрещенцев и гуситов, в новое время в пиетизме и теософии (см. Этингер). В некоторых сектах (например, свидетелей Иеговы) он существует и поныне, в английском словоупотреблении под названием милленаризма.
Р. Althaus. Die letzten Dinge, 1922; E. Sarkisyanz. Rußland u. der Messianismus des Orients, 1955; E. J. Hobsbawn. Primitive Rebels. Manchester, 1959, dt. 1962; H. Schumacher. Das tausendjährige Königreich Christi auf Erden, 1964; N. Cohn. Das Ringen um das tausendjährige Reich, 1961 ; B. Töpfer. Das kommende Reich des Friedens. Zur Entwicklung chiliast. Zukunftshoffnungen im HochMA, 1964; G. List. Chiliast. Utopie u. radikale Reformation. Die Erneuerung der Idee vom 1000jährigen Reich im 16. Jh., 1973; M. Brecht u. a. (Hgg.). C. in Deutschland und England im 17. Jh., 1988.
Р. Althaus. Die letzten Dinge, 1922; E. Sarkisyanz. Rußland u. der Messianismus des Orients, 1955; E. J. Hobsbawn. Primitive Rebels. Manchester, 1959, dt. 1962; H. Schumacher. Das tausendjährige Königreich Christi auf Erden, 1964; N. Cohn. Das Ringen um das tausendjährige Reich, 1961 ; B. Töpfer. Das kommende Reich des Friedens. Zur Entwicklung chiliast. Zukunftshoffnungen im HochMA, 1964; G. List. Chiliast. Utopie u. radikale Reformation. Die Erneuerung der Idee vom 1000jährigen Reich im 16. Jh., 1973; M. Brecht u. a. (Hgg.). C. in Deutschland und England im 17. Jh., 1988.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ХИЛИАЗМ
от греч. тысяча), или милленаризм, — учение о тысячелетнем земном царствовании Христа после его второго пришествия, основанием для которого являются слова из Апокалипсиса о том, что мученики за Христа воскреснут и будут царствовать с Ним в течение тысячи лет, пока сатана будет связан (Откр 20:2—6). Христианский хилиазм как религиозное воззрение возник под влиянием позднеиудейской апокалиптической литературы и стал возможен благодаря установке на буквальное толкование текстов Священного Писания. Тысячелетнее царство Христа часто описывалось сторонниками хилиазма в образах чувственных наслаждений. Хилиазма придерживались как некоторые еретики, так и ряд раннехристианских учителей церкви. В первые века н. э. он выражал веру в видимое торжество Бога на земле после господства антихристианских сил, которое проявлялось в гонениях на церковь. С концом эпохи гонений, для которой было характерно ожидание христианами скорого пришествия Христа, хилиазм постепенно исчезает. Последнее связано также с использованием аллегорического метода толкования библейских текстов и соответственно с интерпретацией церкви как духовного царства Божия для верующих, которым Бог ниспосылает свою благодать. Хилиазм как элемент вероучения вновь появляется в период Реформации, особенно у анабаптистов и английских индепендентов, а впоследствии у адвентистов, свидетелей Иеговы и в др. новейших, т. н. нетрадиционных религиях.
А. И. Кырлежев
А. И. Кырлежев
Источник: Новая философская энциклопедия
ХИЛИАЗМ
от греч. ?????? – тысяча) – вера в "тысячелетнее царство" бога и праведников на земле, т.е. в история, материализацию мистически понятого идеала справедливости. Эта вера основывалась на пророчестве Aпокалипсиса: "И увидел я престолы, и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его... Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет" (XX, 4). В этом пророчестве, как и во всем X., отчетливо ощущается мотив компенсации обществ. неправды, характерное уже для ветхозаветных пророков умозаключение от невыносимости настоящего к возмещению крови и слез в будущем: притом эта компенсация должна произойти не вне человеч. истории (в "царстве небесном"), но внутри ее, ибо иначе история потеряла бы для жаждущих возмездия приверженцев X. свой смысл. Типологически и генетически христ. X. связан с иудейско-раввинич. учением о земной державе мессии, в к-рой воскреснут и получат тысячекратное воздаяние за свои муки все праведные страдальцы (Арос. Baruchi XXLX, 5, и др.; ср. такие же мотивы в исламском учении о махди). Представителями X. были Папий (нач. 2 в.) и иудействующий гностик Керинф (2 в.). Церковь преодолевала X. по мере своего отхода от ближневост. понимания теократии и своей эллинизации; осуждение X. последовало в 255 в Александрии, прибежище философско-аллегорич. истолкования Нового завета. Новое мистич. осмысление истории, уже не нуждающееся в X, (ибо оно приравнивало метаисторич. торжество правды к историч. торжеству неправды), дал Августин ("О граде божием"). Однако в дальнейшей истории христианства X. не раз претерпевал возрождение: следует особо отметить учение Иоахима Флорского о царстве св. духа. Плебейский X., постулировавший возмещение страданий уже здесь, на земле, достиг своей кульминации в учении Мюнцера. В капиталистич. эпоху X. замещается в своих функциях мирской социальной утопией, к-рая отчасти усваивает и структуру X., его образы и т.п. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 481; Gry L., Henoch X, 19 et les belles promesses de Papias, "Revue biblique", 1946, v. 53, p. 207; Studia Patristica, v. 4, В., 1961, S. 268–80. С. Аверинцев. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.