[3(15) окт. 1859 – 19 марта (1 апр.) 1906] – осетинский поэт, мыслитель, революционный демократ, основоположник национальной литературы. Окончил Ставропольскую гимназию (1881), учился в Петербургской Академии художеств. Его мировоззрение сформировалось под влиянием идей рус. рев. демократизма. Вернувшись в Осетию, развернул широкую обществ.-революц. и просветительскую деятельность. Подвергался преследованиям и ссылкам. В понимании сути обществ. процессов X., подобно рус. рев. демократам, был идеалистом, хотя и высказывался по ряду вопросов в материалистич. духе. Так, напр., обществ. психологию, развитие культуры и т.п. X. считал обусловленными материальными условиями жизни. Подчеркивая историч. важность для Осетии ее присоединения к России, X. выступал против колон. политики царизма. Занимаясь проблемой классового расслоения осет. деревни, X. гл. причину нищеты народа связывал с грабит. политикой царских чиновников и местных феодалов (см. Собр. соч., т. 4, М., 1960, с. 289). В оценке капитализма X. расходился с либеральными народниками, считая важн. задачей кавказских народов развитие производит. сил как условия экономич. и культурного прогресса. X. отмечал антигуманный характер капитализма, в условиях к-рого "...живая человеческая сила ... эксплуатируется самым варварским образом" (там же, т. 3, М., 1951, с. 177). Решающей силой, способной уничтожить существующий строй, X. считал крестьянство. Идея необходимости рев. борьбы – осн. пафос его творчества. X. не дает к.-л. рецептов обществ.-политич. строя, к-рый должен быть установлен после победы революции, представляя его себе лишь в самых общих чертах, гл. обр. за счет отрицания пороков совр. ему режима. X. отвергал религ. мораль, рассматривая ее как средство духовного закрепощения народа; в отношении религии выступал как последоват. атеист. Свидетельством резкого антиклерикализма X. может служить след. его высказывание об одном из монастырей: "Этот Афон по своему внутреннему содержанию – такой притон фарисейства, лжи, обмана и самой наглой эксплуатации человеческого простодушия, что его, невзирая на его редкую красоту, я бы с восторгом предал пламени со всеми его монахами..." (там же, т. 5, М., 1961, с. 158). Эстетич. взгляды X. продолжали традиции эстетики рус. рев. демократов и оказали, как и все его творчество в целом, плодотворное влияние на развитие осет. культуры. Лит.: Корзун В., К. Хетагуров, М., 1957; ?отоев М. С., Очерки истории культуры и обществ. мысли в Сев. Осетии в пореформенный период, Орджоникидзе, 1957; Джусойты Н. Г., К. Хетагуров, Сталинири, 1958; Габараев С. Ш., Мировоззрение К. Хетагурова, М,, 1959; Крейденко В. С., Кочисов К. Л., К. Хетагуров. К 100-летию со дня рождения. 1859–1959, Орджоникидзе, 1959; Уxовретова Л. Э., К. Хетагуров. Библиография, Сталинири, 1959. С. Габараев. Орджоникидзе.