(Chemnitz, Martin, 15221586).
Теолог, сыгравший ведущую роль в упрочении лютеранства после смерти Лютера. Популярное изречение гласит: Si Martinus поп fuisset, Martinus vixstetisset ("Если бы не пришел Мартин [Хемниц], то вряд ли бы сохранился Мартин [Лютер]").
Хемниц родился в Трейнбритцене, недалеко от Виттенберга. Уже в детстве он проявил необыкновенную одаренность, и его послали в Виттенберг в латинскую школу. Чтобы помочь семейному предприятию (они были портными), Хемниц оставил школу, но позже продолжил обучение в Магдебурге (153942). В 1545 г. поступил в Виттенбергский университет, где учился у Филиппа Меланхтона. Когда в результате Шмалькальденской войны Виттенберг капитулировал, Хемниц перебрался в Кенигсберг, где получил степень магистра. Именно здесь у него проявился глубокий интерес к теологии. В Кенигсберге Хемниц стал библиотекарем в герцогской библиотеке. В1554 г. его пригласили преподавать на философском факультете в Виттенберге; переполненные студенческие аудитории свидетельствовали о его преподавательском даре. Однако в скором времени он переехал в Брунсвик, чтобы стать проповедником и коадъютором суперинтендента лютеранских церквей. До самой смерти он самоотверженно служил в Брунсвике.
Хемница справедливо считают выдающимся проповедником и церковным деятелем. Однако основная его заслуга в той важной роли, крую он сыграл в спорах между Римскокатолической церковью и церквями, приверженными Аугсбургскому исповеданию, а также в протестантских межцерковных спорах после смерти Лютера. Результатом полемики с католиками стало его "Исследование" (Ехатеп) канонов и установлений Тридентского собора. Стремясь помочь разрешению внутрипротестантских споров, Хемниц принял активное участие в разработке и принятии Формулы согласия (1577).
Небольшое сочинение Хемница, направленное против иезуитов, вызвало конфликт с Якобом Андрадой, крый, встав на защиту тридентской теологии, попытался опровергнуть критику. В ответ Хемниц написал четырехтомное "Исследование", в к-ром , опираясь на Св. Писание и на учителей Церкви, как древних, так и современных, показывал, в чем тридентские формулы расходятся с библейским учением. В первом томе он изложил т.н. "формальный принцип" Реформации: именно Св. Писание, а не предание или сочетание Св. Писания с преданием источник и критерий учения христианской Церкви. Остальные тома посвящены критическому исследованию таинств Католической церкви, а также ее злоупотреблений, отрицаемых Тридентскимсобором. "Исследование" получило широкое признание не только как образец блестящей полемики с тридентскими установлениями, но и как труд, где со всей тщательностью разобрано учение лютеранской Реформации.
Серьезные расхождения, возникшие среди лютеран после смерти Лютера, были связаны с различным пониманием нескольких важнейших доктрин о первородном грехе, о религиозном обращении, о Вечере Господней, о церковных обрядах. Хемниц стал одним из виднейших деятелей протестантизма, стремившихся внести ясность в понимание этих доктрин и содействовать разрешению споров. Он писал и переписывал отдельные статьи Формулы согласия, а также помог убедить пасторов и князей, чтобы они подписали документ в его окончательном виде.
Плодовитый писатель, Хемниц автор трактата о двух природах во Христе, De Duabus Naturis. Другой его труд, "Согласование Четвероевангелия ", остался незаконченным. Его завершили и опубликовали уже после смерти Хемница П. Лейзер и И. Герхард.
J. F. Johnson (пер. ю. т.) Библиография: Т. Jungkuntz, Formulatorsof the Formula of Concord; R.D. Preus, The Theology of PostReformation Lutheranism, 2 vols.
См. также: Формула согласия.