HE СУДИТЕ ДА НЕ СУДИМЫ БУДЕТЕ

Найдено 1 определение
HE СУДИТЕ ДА НЕ СУДИМЫ БУДЕТЕ
слова из Нагорной проповеди (Мф. 7:1—2), заповедующие кротость и скромность, взыскательность прежде всего к себе, а не к другим: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» — говорит Иисус в продолжение заповеди (Мф. 7:3), а также терпимость и прощение.
В Евангелии от Луки заповедь «Не с. ...» помещена вслед за заповедями любви к врагам, щедрости и милосердия (Лк. 6:35-38). Ап. Павел расширяет контекст заповеди. Во-первых, заповедь «Не с. ...» требует отказа от любых оценочных высказываний о другом — не только осудительных, но и одобрительных в отношении неправедного: одобряющий неправедное осужден будет как совершающий неправедное (Рим. 2:1). Во-вторых, Павел добавляет, что сам он суждениям о себе других не придает значения, да и сам себя не судит, поскольку судия ему — Господь. «Не судите», поскольку есть суд Божий (Рим. 2:2; см. также 1 Кор. 4:5). «Не с. ...» означает глубокое смирение, выражающееся также в благословении злословящих, терпении к гонящим и молитве за хулящих (1 Кор. 4:12-13).
В европейской моралистике эта интерпретация оказалась превалирующей.
В нерелигиозной мысли она была понята в патриархальном духе: брату не дано судить брата - для этого существует отец. Заповедь «Не с. ...» оказывается выражающей ту парадигму морального мышления, согласно к-рой моральность конкретного человека не является завершенной; о человеке не следует судить по отдельным поступкам, по крайней мере судить окончательно: каждый потенциально неограничен в движении к нравственному совершенству. Исторический анализ заповеди и ее классических контекстов позволяет предположить, что требование «Не с. ...» формулируется в процессе выработки ограничений на индивидуальную месть и формирования того стандарта межобщинных и межчеловеческих отношений, к-рый получит впоследствии имя золотого правила (см. «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете. Давайте, и дастся вам... ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам», Лк. 6:37—38). На место талиона приходит новая этика (точнее, право и мораль). Но и в рамках относительно развитой морали требование «Не с. ...» указывает на то, что как в цивилизованном суде, так и в оценочных суждениях могут быть элементы мести. Наивно-коммунитарное сознание усматривает в требовании «Не с....» выражение индивидуалистического равнодушия, по логике «Моя хата с краю».

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001