ХАСИДИЗМ
ХАСИДИЗМ
от древнеевр.-благочестивый): движение в иудаизме, распространенное среди еврейского населения Волыни, Галиции и Подолии; возникло в 17 в., ставило себе целью добиться самостоятельности.своей религии.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
Хасидизм
др.-евр. хасид – благочестивый) – религиозно-мистическое течение в иудаизме, возникшее в 1-й пол. ХVIII в. Для хасидизма характерны крайний мистицизм, религиозная экзальтация, почитание цадиков («праведников», «провидцев»).
ХАСИДИЗМ
(от древнеевр. ñhassid — благочестивый) — движение в иудаизме, согласно которому, благочестивые евреи должны отличаться не суровым следованием закону и не аскетизмом, а веселым сердцем (абода), благоговением (кавана) и смирением (шифлут); смысл любви к ближнему заключается не в том, что от нас ее требует Бог и мы следуем его велению, а в том, что мы через нее приходим к Богу.
ХАСИДИЗМ
(от древнеевр. хасидим - благочестивые) - альтернативное иудейской ортодоксальности движение духовного обновления среди восточно-европейских иудеев XVIII-XIX вв., сохранившееся до наших дней. Цель движения - истинное поклонение Богу, для чего необходимо духовное пробуждение и восхождение к Богу; в конце этого пути достигается экстатическая радость всецелой самоотдачи Богу.
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
Хасидизм
( hasidism) - еврейское понятие, обозначающее «набожность» или «набожный». В Х1Хв. хасидизм начали связывать с восточно-европейской иудейской сектой, основателем которой стал раввин Исраэль бен Елиэзер. Секта выступила против «сухого», как она считала, толкования Талмуда раввинами и, обратившись к каббале, создала богатую мистическую традицию. Хасиды стремятся к единству с Богом посредством экстатических молитв; они искренне желают скорейшего пришествия Мессии. Сегодня, даже несмотря на то, что многие исследователи считают его понимание данной традиции весьма сомнительным, самым известным толкователем хасидизма считается Мартин Бубер.
Источник: Новые религиозные движения.
ХАСИДИЗМ
(Chassidismus; от евр. chassidim — «благочестивые») — движение среди религиозных польских евреев; возникло в XVIII в., ставило себе целью добиться самостоятельности еврейской религии. Согласно этому учению, благочестивые евреи должны отличаться не суровостью закона и не аскетизмом, а веселием сердца (абода), благоговением (кавана) и смирением (шифлут). Хасидизм учит, что «смысл любви к ближнему заключается не в том, что от нас ее требует Бог и мы следуем его велению, а в том, что мы через нее приходим к Богу...» Учение хасидизма является завершением иудаизма. И оно возвещает каждому: «Ты должен действовать сам. Бытие станет для тебя бессмысленным, если ты не войдешь в него сам, деятельно и любовно, и не найдешь в нем смысла для себя; через тебя все освящается, то есть раскрывается в своем значении и осуществляется» (М. Buber. An der Wende, 1952).
М. Buber. Die Gesch.n des Rabbi Nachman, 1908; M. Buber. Der große Maggid u. seine Nachfolge, 1922; S. Dubnow. Gesch. des С., I—II, 1931 (Repr. 1982); M. Buber. Die chassid. Botschaft, 1952; J. Maier. Gesch. der jüd. Religion, 1972; J. Dan (ed.). The Teschings of Hasidism. New York, 1983.
М. Buber. Die Gesch.n des Rabbi Nachman, 1908; M. Buber. Der große Maggid u. seine Nachfolge, 1922; S. Dubnow. Gesch. des С., I—II, 1931 (Repr. 1982); M. Buber. Die chassid. Botschaft, 1952; J. Maier. Gesch. der jüd. Religion, 1972; J. Dan (ed.). The Teschings of Hasidism. New York, 1983.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Хасидизм
(евр. — благочестие)— религ. движение, возникшее в 18 в. среди евреев Польши и России как выражение недовольства бедняцких трудовых слоев евр. общин засильем в общинах денежной плутократии и раввинов. Основателем X. был Израи́ль Бешт (1700 – 1760). Учение Бешта, противопоставленное учению раввинов и направленное на подрыв их влияния, во многом опиралось на каббалу и отличалось крайним мистицизмом. Он учил, что вне и кроме бога ничего не существует, что человек занимает особое место в мире, имея целью служение богу, познание божеств, тайн и слияние с богом, и, наконец, что эта цель может быть достигнута не изучением Библии и Талмуда, чего требуют раввины, а страстной молитвой, старательным исполнением всех религ. заповедей — благочестивым поведением. Учение Бешта не только не ориентировало массы на активную борьбу, но было ее противником. В дальнейшем X. включил в свои поучения реакц. идею о цадике (праведнике) как о человеке, одаренном сверхъестественной силой. Цадики, как и раввины, с фанатичной ненавистью относились к рев. движению. Наиболее рьяные приверженцы X. ныне обосновались в гос-ве Израиль. X. насаждает религ. фанатизм, средневековые предрассудки, вражду ко всему прогрессивному.
ХАСИДИЗМ
др.-евр. хасид - благочестивый) - релит, движение среди евреев Польши и России, возникшее в нач. 18 в. На первых порах X. представлял релит, форму соц. протеста низов против господства финанс. верхушки общин и поддерживавших ее раввинов. Однако вскоре X. утратил свой первонач. характер и превратился в откровенно мистич. течение в иудаизме. Перерождению X. способствовали т.н. цадики («святые»), занявшие еще более авторитарные позиции по отношению к верующим, нежели раввины-ортодоксы. Основоположником X. считается Израиль Бешт (1700-1760). По представлениям X., бог (шехина) присутствует во всем, что окружает человека. Такой ре-лиг.-пантеистич. взгляд использовался для вывода о возможности «прямого контакта» верующего с Шехиной в молитве, что делает ненужной талмудич. «ученость» и раввинское посредничество. X. признает зло низш. ступенью добра и связывает его с тем же Шехиной. Эти представления аккумулировались в т. н. доктрине радости, к-рая проявлялась в песнях и плясках экстатич. по своему характеру хасидист. релит, культа, а также в отрицании аскетизма. В наши дни X. существует гл. обр. в форме т. н. «хабад-хасидизма» (возн. в кон. 18 в.), объединяющего мистику X. с раввинским богословием. Осн. места распространения X. в наст. вр. - США и Израиль. Мистика X. в модернизированной форме («неохасидизм») широко пропагандируется совр. апологетами иудаизма.
Источник: Атеистический словарь
ХАСИДИЗМ
(от др.-евр. хасид - благочестивый) - религ. движение, возникшее в XVIII в. среди евреев Польши и России как выражение недовольства бедняцких, трудовых слоев евр. общин засильем в них денежной плутократии и раввинов. Основателем X. был Израиль Бешт (1700—1760; его имя образовано из слов «баал шем това», т. е. «человек доброго имени» или «добрый чудотворец»).
Учение Израиля Бешта, противопоставленное учению раввинов и направленное на подрыв их влияния, во многом опиралось на каббалу и отличалось крайним мистицизмом. Он учил, что вне и кроме бога ничего не существует, что человек занимает особое место в мире, имея целью служение богу, познание божеств, тайн и слияние с богом, и, наконец, что эта цель может быть достигнута не изучением Библии и Талмуда, чего требуют раввины, а страстной молитвой, старательным исполнением всех заповедей - благочестивым поведением. Учение Бешта, выражая внутриобщинные социальные противоречия, собрало вокруг себя много последователей - X. превратился в весьма широкое движение. Это, однако, свидетельствовало о слабости социального протеста масс трудящихся евреев, т. к. X. не только не ориентировал их на активную борьбу, но был прямым ее противником. «Учение о благочестии» выражало стремление к бегству от действительности, служило средством притупления социального протеста. Бешт и его преемники включили в свои поучения и широко пропагандировали среди верующих реакционнейшую идею о цадике (праведнике) как о человеке, якобы одаренном сверхъестеств. силой и распоряжающемся всей природой по своему произволу. Согласно X., цадик находится в постоянном общении с богом, он чудотворец и ясновидец, и паства обязана перед ним благоговеть. Цадик стал идолом X. По всем вопросам верующие обращались к нему - цадик получал неогранич. власть над своими сторонниками.
Возникли целые наследств. династии цадиков, тесно связавшие себя с властями и беспощадно эксплуатировавшие верующих. Цадики, как и раввины, с фанатич. ненавистью относились к малейшему проникновению знаний в нар. массы и к рев. движению. На этой почве с течением времени X. нашел пути компромисса с (раввинатом и получил признание синагоги. Хасидское течение в иудаизме сохранилось по сей день, в частности и среди верующих евреев СССР, где, однако, нет цадиков. Наиболее рьяные ревнители X. ныне обосновались в гос-ве Израиль. X. насаждает религ. фанатизм, дикие ср.-век. предрассудки, вражду ко всему прогрессивному.
Учение Израиля Бешта, противопоставленное учению раввинов и направленное на подрыв их влияния, во многом опиралось на каббалу и отличалось крайним мистицизмом. Он учил, что вне и кроме бога ничего не существует, что человек занимает особое место в мире, имея целью служение богу, познание божеств, тайн и слияние с богом, и, наконец, что эта цель может быть достигнута не изучением Библии и Талмуда, чего требуют раввины, а страстной молитвой, старательным исполнением всех заповедей - благочестивым поведением. Учение Бешта, выражая внутриобщинные социальные противоречия, собрало вокруг себя много последователей - X. превратился в весьма широкое движение. Это, однако, свидетельствовало о слабости социального протеста масс трудящихся евреев, т. к. X. не только не ориентировал их на активную борьбу, но был прямым ее противником. «Учение о благочестии» выражало стремление к бегству от действительности, служило средством притупления социального протеста. Бешт и его преемники включили в свои поучения и широко пропагандировали среди верующих реакционнейшую идею о цадике (праведнике) как о человеке, якобы одаренном сверхъестеств. силой и распоряжающемся всей природой по своему произволу. Согласно X., цадик находится в постоянном общении с богом, он чудотворец и ясновидец, и паства обязана перед ним благоговеть. Цадик стал идолом X. По всем вопросам верующие обращались к нему - цадик получал неогранич. власть над своими сторонниками.
Возникли целые наследств. династии цадиков, тесно связавшие себя с властями и беспощадно эксплуатировавшие верующих. Цадики, как и раввины, с фанатич. ненавистью относились к малейшему проникновению знаний в нар. массы и к рев. движению. На этой почве с течением времени X. нашел пути компромисса с (раввинатом и получил признание синагоги. Хасидское течение в иудаизме сохранилось по сей день, в частности и среди верующих евреев СССР, где, однако, нет цадиков. Наиболее рьяные ревнители X. ныне обосновались в гос-ве Израиль. X. насаждает религ. фанатизм, дикие ср.-век. предрассудки, вражду ко всему прогрессивному.
ХАСИДИЗМ
от др.-евр. has?d?m, букв.– благочестивые) – мистич. движение в иудаизме, возникшее в 30-х гг. 18 в. в среде беднейших слоев евр. населения на Украине и распространившееся в 18 – нач. 19 вв. в Молдавии, Польше, Галиции, Закарпатье, Буковине, Венгрии и Румынии, в меньшей степени – в Белоруссии и Литве; на рубеже 19–20 вв. – в США, Канаде, Аргентине, Палестине. Осн. масса последователей X. погибла при уничтожении евр. населения Европы нацистами во время 2-й мировой войны. Основатель X. Исраэль бен Элиэзер Баал-Шем-тов (сокращенно Бешт, ок. 1700–60) распространял свое учение устно. Первое систематич. изложение X. дал его преемник Дов-Бер из Межерича (ум. 1773). Эсхатологич. исканиям, обострившимся в иудаизме в 17 в. и вылившимся в мессианизм саббатианства, X. противопоставил принцип мистич. оптимизма, позволяющий не откладывать чаяния радостной и святой жизни до прихода Мессии, но осуществлять их внутри бедственной жизни сегодняшнего дня (познание бога в радости – ?imh? и утверждение значимости человеч. индивида как вершины акта божеств. творения). При несравненно более тесной связи с нар. жизнью, демократич. харизматичности X. генетически связан с внеортодокс. мистич. линией ср.-век. иудаизма, прежде всего с каббалой в том виде, в каком она была оформлена и развита Йицхаком Луриа (Ха-Ари, 1534–72) и его последователями. Согласно учению хасидизма, мир есть проявление бога; в каждом предмете присутствует т.н. "божественная искра" (n?ss.?s.), стремящаяся к высвобождению из скрывающей ее оболочки (q?lipp?). Поскольку "мир из бога и в боге" (см. С. Дубнов, Возникновение цадикизма, в журнале: "Книжки Восхода", 1889, No XI–XII, с. 41), в этом пантеистическом богомире снимается противопоставление добра и зла: зло предстает лишь как "низшая степень совершенного добра" (там же) и соответственно грех – как предформа благостности. Бог обитает в грешнике, как и в праведнике. Феноменализация бога в мире происходит через самоограничение божеств. начала; нисхождению бога в мир человек отвечает стремлением подняться до бога. Бог в той же мере зависит от человека, в какой человек зависит от бога: "человек – как бы лестница, вершиною своею упирающаяся в небо; все его поступки и слова оказывают воздействие на небесные сферы" (там же, с. 43). Простейшие повседневные акты человеч. обихода (еда, сон и т.п.) осмысляются как теургич. акты, при правильном их свершении благотворно действующие на мировое бытие. Человек стремится к слиянию с богом, к-рое рассматривается в X., как и в типологически сходных мистич. течениях др. религий (суфизм, бхакти), как высвобождение духовного начала из материальности, как "отмена материального наличествования" (bitt?l hayy??); оно осуществляется не рациональным, а эмоцион. путем, через экстаз. Выступая против ригористич. обрядности, X. ставит искреннее молчание невежды-простолюдина выше казуистич. умствований начетчика. Человек, достигший слияния с божеств. началом, может выступать посредником между ним и людьми и помогать людским нуждам своей теургич. силой. Таким человеком является цадик (букв. праведник), учение о к-ром получило распространение преим. в южном ареале X. (Украина, Румыния, Польша, Венгрия). В Белоруссии и Литве с конца 18 в. Шнеур Залман (1747–1813) и др. дают более строгое рационалистич. определение X. Вводится традиц. представление о двух душах человека – животной (источник чувства) и божественной (источник разума и духа), осн. св-вами к-рой являются разум потенциальный (hokm?), разум действенный (b?n?) и познание (da´at) как слияние познающего субъекта с познаваемым объектом (это толкование получило аббревиатурное название Хабад). X. оказал существенное влияние на евр. лит-ру (Й. Л. Перец, Ш. Й. Агнон и др.). М. Бубер в ряде соч. связывает дух X. с кругом проблем экзистенциалистски ориентированной философии. Лит.: Марек П. С., Внутр. борьба в еврействе в 18 в., "Еврейская старина", 1928, кн. 12; Гейликман Т. Б., О каббале и X., в кн.: Критика иудейской религии, М., 1964; Оршанский И. Г., Мысли о X., там же; Hesсhel A. J., God in search of man. A philosophy of Judaism, N. Y., 1956; Blau J. L., The story of Jewish philosophy, N. Y., 1962; Вuber M., Werke, Bd 3 – Schriften zum Chassidismus, M?nch.–Hdlb., 1963; Levin M., Classic Hassidic tales, N. Y., 1966. M. Занд. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
ХАСИДИЗМ
(от др.-евр. «хасидут» — верность, святость) — религиозно-этическое учение, возникшее среди польских евреев во втор. пол. 17 в. Основными теоретическими произведениями раннего периода развития X. считаются «Библейские комментарии» и «Молитвенник». X. представляет собой разновидность апокалиптического мессианизма, восходившего к мистической традиции каббалы. Особенно мощное влияние на X. оказала т.н. Лурианская каббала (учение рабби Исаака Лурии, 16 в.). Согласно учению Лурии, мир возникает благодаря божественной эманации. Целый ряд сосудов, или сфер («сефирот»), должны были воспринять божественный свет. Но сосуды не смогли соединиться с божественным светом и разбились, так что искры божественного света оказались заключенными в осколках разбитых сосудов. Т.о., первоначальное единство Бога было разрушено, и мир погрузился в состояние космического отчуждения. Родоначальником X. считается Израиль Бешт, удостоенный титула Баал Шем Тов (Мастер Святого Имени). Он утверждал, что искупление возможно через процесс восстановления — «тиккун». Соблюдая в своей жизни традиционные моральные заповеди и делая все с преданностью в душе, евреи помогают воссоединить божественные искры. Согласно X., моральные заповеди не есть цели сами по себе, но лишь средства для достижения искупления. Баал Шем Тов наполнил умозрительные системы каббалы конкретным этическим содержанием и направил эмоциональные чаяния своего времени в творческие каналы мысли, причем в доступной для простого народа форме. По его мнению, учение об искрах и сосудах связывает небо и землю тем, что именно человеку предназначено исправить ошибку в творении: через свои поступки он должен освободить искры божественного света из осколков разбитых сосудов и воссоединить. Теоретики каббалы в связи с этим разрабатывали точную систему, точный режим мистических действий, настолько сложных, что лишь немногие посвященные могли следовать им практически. Главное усилие Баал Шем Това в этой области было направлено на «демократизацию» практического учения каббалы. Он учил, что каждая грань человеческого существования связана с искрой священного, что все проникнуто потенциальной святостью и любой человек, а не только мистик или ученый, может актуализировать этот потенциал через свои действия. Хасиды стремились осуществить религиозную реформу, причем предполагались не обрядовые или догматические преобразования, а глубинные — в психологии самих верующих. Оставляя неизменным свод обрядов — Галаху, X. стремился преобразовать не веру, а верующего. Главным становился не обряд сам по себе, а внутренняя устремленность — «кавана». Актом психического внушения создавался новый тип религиозного человека, ставящего чувства выше рассудка, эмоции — выше обряда, воодушевление — выше закона. Следование моральным заповедям в должном состоянии духа, согласно X., приближает человека к Богу («девекут»). Духовный опыт прямого соприкосновения со священным считался в X., как и в каббале, высшей целью. Как Лурианская каббала, так и X. считают человека соучастником Бога в процессе творения и искупления. Но X., интерпретируя искупление более как внутренний духовный процесс, нежели исторический акт, нейтрализовал эсхатологизм и «катастрофизм» Лурианской каббалы. Искупление в X. рассматривалось не как прямое, непосредственное следствие действий индивида, но как возрастание духовного процесса, приведенного в движение моральными поступками человека, к-рые ведут к воссоединению божественных искр с их первоисточником. Смягчением мессианских установок Лурианской каббалы было и то, что X. вывел сферу искупительной деятельности за пределы традиционной системы заповедей, так что эта деятельность включала в себя отношение к природе и к другим людям (а не только к Богу). Если в каббале мир должен быть отброшен, нейтрализован во имя воссоединения с Богом, то в X. Бог постигается через мир. Хасиды создавали довольно замкнутые духовные общины. Во главе каждой общины стоял цадик — «праведный человек», моральный наставник и советчик в каждодневной жизни. Цадик был как бы посредником в «разговоре» людей с Богом; ему хасиды должны были верить всегда, что бы он ни делал и ни говорил. Вплоть до кон. 19 в. X. считался в Европе чем-то вроде суеверия, пережитка средневекового невежества. Но в нач. 20 в. труды таких мыслителей, как М.Бубер, Ф.Розенцвейг, Г.Шолем, показали миру глубину духовной сущности X. Огромную часть духовного наследия X., помимо теоретических трактатов, составляют сказки, притчи и легенды. Именно они вызывают и по сей день интерес у читателей и исследователей. Хасидские притчи и легенды послужили, в частности, источником создания учения религиозного экзистенциализма Бубера. Лит.: Десять ступеней. Хасидские притчи. М.; Иерусалим: Гешарим, 1998; Бубер М. Путь человека по хасидскому учению. СПб.: Изд-во Высшей религиозно-философской школы, 1995; Бубер А/. Хасидские предания. М.: Республика, 1997; Hasidism. In 2 vol. New York: Philosophical Library, 1948; Hasidism// Encyclopedia Judaica. "vol. 7. Jerusalem: Keter Publishing House, 1974. Col. 1390—1431; Scholem G. Major Trends in Jewish Mysticism. New York: Schocken, 1971. Т. П.Лифинцева
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001
Хасидизм
(от евр. «хасид», в тексте Библии «любящий Бога», «благочестивый») религ. — мистическое движение в иудаизме (см. Иудаизм в России), возникшее в нач. 18 в. у евреев Зап. Украины, на уклад жизни к-рых серьезно повлияли последствия восстания Богдана Хмельницкого и русско-польских войн 17 в. Будучи рассеяны среди местного населения, практически вне жесткого идеологического контроля раввинских центров Польши и Литвы, они оказались весьма восприимчивы к различным мистическим идеям, в частн. к древнему учению Каббалы (евр. «Полученная традиция»). На этой почве возникло движение, крое отвечало духовным запросам широких народных масс, стремившихся сравняться с талмудической духовной аристократией. У истоков его стоял Израиль бен Элиэзер (1700–1760), прозванный также «Баал Шем Тов», что означает «обладатель доброго имени» или «добрый чудодей». Выходец из бедной семьи, он много странствовал по родной Подолии, Волыни и Галиции, будучи знахарем и писцом амулетов. Повсюду он привлекал к себе сердца людей своими поучениями и проповедями. В кач-ве признанного духовного вождя нового движения он поселяется в подольском местечке Меджибож, куда уже при его жизни стали стекаться десятки тысяч его почитателей и учеников. Продолжателями его дела и учения были Дов-Бэр из местечка Межерич, Леви-Ицхок из Бердичева, Шнеур-Залман из местечка Ляды, его сын Шмуэль Шнеерсон из местечка Любавичи (Белоруссия) и мн. др. В самое короткое время движение охватило большинство еврейского населения Украины, Белоруссии, Бессарабии, Румынии и Венгрии. Уже среди второго и третьего поколений последователей движения появились различные направления и толкования X., однако можно говорить о существовании единой философии и этики этого учения. Тем не менее у хасидов отсутствует свод четко сформулированной догматики, а о совокупности их идей можно получить представление из огромного колва преданий и рассказов о жизни законоучителей и праведников, их нравоучительных бесед и наставлений.
Сущность религ. — филос. учения X. заключается, прежде всего, в принципе своеобразного «религиозного пантеизма», признающего, что весь земной мир это проявление Божества. Бог присутствует везде, даже в самых обыденных вещах. Отсюда следовало, что ничто не может считаться абсолютным злом, это только непонятное обычному человеку проявление божественного. Считалось, что божеств. сущность вещей человек может достичь внутренним духовным оком. Высказывалась даже исключительно смелая мысль о слиянии человека с Божеством не посредством досконального изучения Закона, доступного только немногим, а посредством восторженной молитвы. Утверждалось, что любой поступок может стать делом Божиим, если человек, его совершающий, ощущает, что его ведет десница Господа. Вместе с тем направление X., представленное школой Шнеура-Залмана (Шнеерсона), связывает божественный путь с интеллектом, а не с состоянием чувств. Шнеур-Залман описывает (книга «Тания») различные свойства разума, познающего высший дух, терминами «хохма» (мудрость), «бина» (разум) и «даат» (знание). Это направление по первым буквам триады получило наименование ХАБ АД. Его центром стало местечко Любавичи, а ныне Нью-Йорк.
Особую роль в X. играет духовный вождь «цадик» (евр. праведник). Считалось, что этот человек, обладающий даром пророчества, является посредником между Богом и людьми. Позднее сложился своего рода культ цадиков и даже их династий. Поклонение им принимало иногда формы массового суеверия и раболепного почитания.
Из философии X. вытекает и его этика. Все добро имеет божеств, характер, причем не отрицается набожность ни у нехасидов, ни у неевреев. Любовь к Богу и любовь к ближнему тождественны.
Люди все равноценны, а грешник лишь заблудший брат. Помогать надо всем. Осн. добродетелями хасиды признают скромность, радость и воспламененность. Скромность проистекает из того, что все в мире творение Бога. Радость отражение того, что все в мире создано Господом для блага человека. Любое дело можно и нужно делать с радостью. Отсюда вокруг отдельных цадиков культивируются веселые мелодии, песни, музыка и танцы. Сложился, т. обр., определенный исполнительский стиль хасидских музыкантов. Горение это постоянное стремление достичь чувства личного восторга при выполнении любого дела, рассматривая его как Божье.
Поскольку, наряду с нетрадиционными идеями, хасиды ввели нек-рые изменения в обряды и молитвы, они встретили ожесточенное сопротивление сторонников традиционного иудаизма, особенно из Вильно. Дело дошло до клеветнических доносов российским властям на лидера литовскобелорусских хасидов ШнеураЗалмана с обвинениями в государственной измене, что послужило основанием для заключения его в Петропавловскую крепость. Однако после ознакомления властей с обвинениями Шнеур-Залман был освобожден по распоряжению имп. Павла I 19 Кислева (дек.) 1798. Этот день считается у его последователей праздничным. Во время войны 1812 ШнеурЗалман призвал хасидов поддержать действия русских войск против Наполеона. В последующем борьба хасидов с их противниками постепенно затихла ввиду появления общего врага в лице «маскилов» (просветителей). Последние считали хасидов кон. 19 нач. 20 в. сектой, враждебной совр. цивилизации и прогрессу, признаком чего, по их мнению, являлась даже приверженность хасидов к характерной одежде городского мещанства Российской империи 18 в. черные сюртуки «к шляпы, меховые шапки особого покроя.
Совр. центры X. находятся в США и Израиле. Между его направлениями сохраняются разногласия. Напр., сатмарские хасиды занимают резко антисионистские позиции, в то время как любавичские относятся позитивно к гос-ву Израиль.
Во многом благодаря работам выдающегося немецко-еврейского философа М. Бубера и его последователей философия X. и его литературная традиция стали доступны образованной общественности Америки и Европы, в т. ч. и России. Идеи X. нашли свое отражение в творчестве писателей И.Л. Переца, лауреатов Нобелевской премии Ш. И.
Агнона, И. Башевича-Зингера, Э. Визеля, в трудах мн. исследователей X. Весьма распространенной является т. зр., согласно к-рой X. это мост от иудейства к христ-ву, и наоборот.
Сущность религ. — филос. учения X. заключается, прежде всего, в принципе своеобразного «религиозного пантеизма», признающего, что весь земной мир это проявление Божества. Бог присутствует везде, даже в самых обыденных вещах. Отсюда следовало, что ничто не может считаться абсолютным злом, это только непонятное обычному человеку проявление божественного. Считалось, что божеств. сущность вещей человек может достичь внутренним духовным оком. Высказывалась даже исключительно смелая мысль о слиянии человека с Божеством не посредством досконального изучения Закона, доступного только немногим, а посредством восторженной молитвы. Утверждалось, что любой поступок может стать делом Божиим, если человек, его совершающий, ощущает, что его ведет десница Господа. Вместе с тем направление X., представленное школой Шнеура-Залмана (Шнеерсона), связывает божественный путь с интеллектом, а не с состоянием чувств. Шнеур-Залман описывает (книга «Тания») различные свойства разума, познающего высший дух, терминами «хохма» (мудрость), «бина» (разум) и «даат» (знание). Это направление по первым буквам триады получило наименование ХАБ АД. Его центром стало местечко Любавичи, а ныне Нью-Йорк.
Особую роль в X. играет духовный вождь «цадик» (евр. праведник). Считалось, что этот человек, обладающий даром пророчества, является посредником между Богом и людьми. Позднее сложился своего рода культ цадиков и даже их династий. Поклонение им принимало иногда формы массового суеверия и раболепного почитания.
Из философии X. вытекает и его этика. Все добро имеет божеств, характер, причем не отрицается набожность ни у нехасидов, ни у неевреев. Любовь к Богу и любовь к ближнему тождественны.
Люди все равноценны, а грешник лишь заблудший брат. Помогать надо всем. Осн. добродетелями хасиды признают скромность, радость и воспламененность. Скромность проистекает из того, что все в мире творение Бога. Радость отражение того, что все в мире создано Господом для блага человека. Любое дело можно и нужно делать с радостью. Отсюда вокруг отдельных цадиков культивируются веселые мелодии, песни, музыка и танцы. Сложился, т. обр., определенный исполнительский стиль хасидских музыкантов. Горение это постоянное стремление достичь чувства личного восторга при выполнении любого дела, рассматривая его как Божье.
Поскольку, наряду с нетрадиционными идеями, хасиды ввели нек-рые изменения в обряды и молитвы, они встретили ожесточенное сопротивление сторонников традиционного иудаизма, особенно из Вильно. Дело дошло до клеветнических доносов российским властям на лидера литовскобелорусских хасидов ШнеураЗалмана с обвинениями в государственной измене, что послужило основанием для заключения его в Петропавловскую крепость. Однако после ознакомления властей с обвинениями Шнеур-Залман был освобожден по распоряжению имп. Павла I 19 Кислева (дек.) 1798. Этот день считается у его последователей праздничным. Во время войны 1812 ШнеурЗалман призвал хасидов поддержать действия русских войск против Наполеона. В последующем борьба хасидов с их противниками постепенно затихла ввиду появления общего врага в лице «маскилов» (просветителей). Последние считали хасидов кон. 19 нач. 20 в. сектой, враждебной совр. цивилизации и прогрессу, признаком чего, по их мнению, являлась даже приверженность хасидов к характерной одежде городского мещанства Российской империи 18 в. черные сюртуки «к шляпы, меховые шапки особого покроя.
Совр. центры X. находятся в США и Израиле. Между его направлениями сохраняются разногласия. Напр., сатмарские хасиды занимают резко антисионистские позиции, в то время как любавичские относятся позитивно к гос-ву Израиль.
Во многом благодаря работам выдающегося немецко-еврейского философа М. Бубера и его последователей философия X. и его литературная традиция стали доступны образованной общественности Америки и Европы, в т. ч. и России. Идеи X. нашли свое отражение в творчестве писателей И.Л. Переца, лауреатов Нобелевской премии Ш. И.
Агнона, И. Башевича-Зингера, Э. Визеля, в трудах мн. исследователей X. Весьма распространенной является т. зр., согласно к-рой X. это мост от иудейства к христ-ву, и наоборот.
Источник: Религии народов современной России