ХАРИЗМА

Найдено 20 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ХАРИЗМА
см. Благодать.

Источник: Атеистический словарь

ХАРИЗМА
(от греч. charisma — милость, божественный дар) — необыкновенно большие способности или исключительная одаренность, воспринимаемые как милость Божия.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ХАРИЗМА
(Charisma; от греч. — «подарок») — дар, необыкновенно большие способности или одаренность, воспринимаемые как милость Божия. Th. Seebohm. Ratio und С., 1977.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Харизма
греч. charisma – милость, божественный дар) – исключительная одаренность; харизматический лидер – человек наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности – мудрости, героизме, «святости».

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ХАРИЗМА
(греч. charisma – милость, божественный дар) – обладание кем-либо выдающимися притягательными качествами, вызывающими у окружающих любовь, доверие, симпатию (и даже – преклонение), готовность подчиняться и безоговорочно следовать за ним (харизматический лидер).

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

Харизма
от греч. charisma — милость, божественный дар) — необыкновенно большие способности или исключительная одаренность, воспринимаемые как милость Божия; харизматический лидер — человек, наделенный в глазах его последователей, соратников авторитетом, основанным на его личности — мудрости, героизме, «святости».

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Харизма
(от греч. charisma – божественный дар) – органически присущая (в отличие от имиджа) какому-либо человеку (проповеднику, политику, руководителю) способность вызывать массовое доверие к своим идеям и действиям, желание идти за ним. Отсутствие харизматических лидеров в современных «развитых странах» - один из симптомов деградирующего состояния общества.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

ХАРИЗМА
[гр. charisma милость, божественный дар] – исключительная духовная одаренность человека, воспринимаемая окружающими как сверхъестественная сила, недоступная обычным людям. Носители харизмы — великие герои, созидатели, крупные, авторитетные ученые, реформаторы (харизматический лидер — человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности).

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

ХАРИЗМА
греч. милость, благодать, божеств, дар), исключит. одаренность; наделенность какоголибо лица (харизматич. лидера - пророка, проповедника, политич. деятеля), действия, института или символа особыми качествами исключительности, сверхъестественности, непогрешимости или святости в глазах более или менее широкого круга приверженцев или последователей. Термин впервые применен в социологич. концепциях Трельча и М. Вебера.

Источник: Советский философский словарь

ХАРИЗМА
букв. "божественный дар", "божественная милость") – наделенность какого-либо видного лица – политического или общественного деятеля, проповедника, пророка, а также какого-либо социального института, символа и т.д. свойствами исключительности, сверхъестественности, святости, непогрешимости и т.д. Харизма, как правило, считается не приобретенным качеством, а именно данным, "даруемым" высшими силами, природой. Она характеризует человека как бы изначальной "отмеченностью". Термин "харизма" был первоначально употреблен в социальных концепциях Трельча, Вебера в связи с характеристиками социального и политического лидерства.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

ХАРИЗМА
(греч. charisma – божественный дар, милость) – наделенность индивида особыми качествами: святостью, непогрешимостью, всезнанием. Первоначально понятие Х. имело чисто религиозный смысл и рассматривалось как сила благодати, исходящей от Бога. В социальной теории термин «Х.» использован М. Вебером для характеристики особого типа политического господства, основанного на аффективном поведении. Социальную науку интересуют не столько реальные качества индивида, сколько отношение к нему масс как к харизматическому лидеру. Харизматический тип господства крайне неустойчив и кратковременен; он может выполнять как позитивные, так и негативные социальные функции.

Источник: Краткий философский словарь.

ХАРИЗМА

(греч. charisma - духовный дар) - 1) Согласно ап. Павлу, дар благодати от Духа Святого, свободно даваемый для искупления и спасения, для осуществления призвания христиан, для созидания Церкви. Таковы дары веры, пророчества, апостольства, различения духов, мудрости, учительства, управления, говорения языками, чудотворения, исцеления и др. 2) В нецерковной мысли харизмами называют ярко выраженные лидерские, провидческие, целительские, творческие и другие духовные способности, намного превышающие то, что могут дать существующие традиции воспитания и культуры. Источнику харизм особого значения здесь не придается, как и высшей цели, ради которой они могут быть раскрыты.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ХАРИЗМА
от греч. harisma - дар благодати) - исключительная духовная одаренность человека, воспринимаемая окружающими как сверхъестественная сила.
Понятие X. введено в современную социальную философию и социологию Вебером. Носители X. - герои, великие преобразователи, выступающие либо как провозвестники божественной воли, либо как носители идеи разума, либо как гении, идущие наперекор порядку вещей. Анализируя феномен власти, Вебер выявил особый тип последней - харизматическую власть, отличную от власти легальной, основанной на законе, и традиционной, основанной на традиции и авторитете. Харизматическая власть - это власть "вождя", "фюрера", основанная на безоговорочном подчинении и поддерживаемая прежде всего верой в избранность властителя.

Источник: Современная западная философия: словарь

Харизма
слово позаимствовано из греческого языка; означает «благосклонность» или «благодать». Известный социолог Макс Вебер начал использовать его для обозначения людей, обладающих магнетической, притягательной силой личности или для описания высокоодаренных руководителей, таких, как Александр Великий или Наполеон. Позднее Вебер переносит эту идею на религиозных вождей, используя ее в качестве объяснения привлекательности таких людей, как Будда, Моисей, Иисус, Павел и Мухаммед. Таким образом, слово приобретает значение личного магнетизма вождей, наделенных способностью делать из людей своих преданных последователей. В популярном христианстве «харизмой» называются дары Духа, которые, каксчитается, человек получает после крещения Святым Духом. К таким дарам относятся исцеления, пророчества и говорение на языках.

Источник: Новые религиозные движения.

ХАРИЗМА
наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности. Этот феномен характерен для малых и особенно для больших соц. групп, склонных персонифицировать свои идеалы в процессе сплочения; чаще возникает в экстремальных истор. обстоятельствах. Харизматическому лидеру приписываются все успехи его сторонников, даже явные неудачи обращаются его прославлением (бегство воспринимается как спасение, любые потери — как необходимые жертвы, абсурдные утверждения — как непостижимая мудрость и т.д.). Способности харизматического лидера, выступающего на религ. или полит. арене, мистифицируются; для него типична функция избавителя, спасителя, пророка. Х. возникает, когда складывается соотв. соц.-психол. потребность. Как феномен групповой психологии Х. обычно воспринимается в превращенном виде: внимание сосредоточивается на лидере, а не на создающих Х. его последователях. В религ. психологии Х. предстает как «милость божия». Известны попытки придать Х. переходящий характер, распространить ее на наследников, закрепить иерархически, но они психологически малоэффективны. Термин «Х.» в совр. соц.-гуманит. науке популяризировал М.Вебер, введший понятие «харизматического лидерства» и соответствующего способа легитимации соц.-полит. господства. Н.Д.Наумов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ХАРИЗМА
греч. charisma - благодать, милость, божественный дар) - наделенность какого-либо лица, действия, института или символа свойствами исключительности, сверхъестественности, непогрешимости или святости в глазах некоторого круга приверженцев или последователей. Харизматическим лидером могут именовать лицо (пророка, проповедника или политического деятеля), обладающее высочайшим авторитетом, мудростью, святостью, способное очаровывать людей и совершать героические поступки. Термин X. впервые применен в социологических концепциях Э. Трельча и М. Вебера. Представление о X. как силе благодати, исходящей от духов или богов, свойственно многим религиям. В христианском вероучении X. - ниспосылаемое Св. Духом избранным людям содействие. В первых христианских общинах под X. понимался преимущественно "дар" проповеди, чудотворения, пророчества и т. д.; экзальтированные проповедники считались "осененными благодатью", харизматиками. Со времени возникновения церкви учение о X. стало одним из главных пунктов христианского вероучения и было детально разработано в богословии. Церковь учит, что без X. человек, греховное по своей природе существо, склонен к злу и что поэтому без благодати для человека нет спасения и блаженства. Считается, что X. дается верующим через церковь, через духовенство, через таинства. Духовенство наделено особой благодатью - священством. Это таинство совершается с произнесением особых заклинаний и возложением рук епископа на посвящаемого. Тем самым последнему передается особая X., превращающая его в дьякона, священника или епископа. Таинство священства сложилось в процессе разделения христианских общин на клир и мирян; появившееся сословие духовенства было наделено функцией посредничества между рядовыми верующими и Богом. Социоцентрические религии (культ личности, партии, народа и т. п.) заимствовали представления о X. и придали им светскую окраску: харизматиком могут назвать особо исключительного писателя, художника, политика, философа и т. д. Д. В. Пивоваров

Источник: Современный философский словарь

ХАРИЗМА
греч. charisma - божественный дар, благодать, милость) - наделенность (во мнении определенного круга приверженцев или последователей) какого-либо лица (харизматического лидера - политического деятеля, проповедника, пророка), института, символа или совокупности действий свойствами исключительности, выделенности, сверхъестественности, непогрешимости или святости. Качество X. традиционно полагается не столько приобретаемым, сколько даруемым природой либо "потусторонними", мистическими силами. Термин X. был впервые употреблен в социологических концепциях Трельча и М. Вебера, у которого X. анализировалась в концепции идеальных типов господства (легальное, традиционное, харизматическое). У Вебера харизматическое господство базируется на аффективном типе социального действия и предполагает авторитет харизматического лидера, постоянно вынужденного заботиться о своей X. В организациях, построенных по принципу X., уход лидера практически всегда сопровождается крушением движения в целом. В социологии харизматические социальные группы нередко даже выделяются в особый разряд социальных групп (либо в контексте вычленения только целевых и референтных социальных групп традиционно относят к первым), т.к. их основным конституирующим признаком является личная преданность вождю (лидеру). Представление о X. как о силе благодати, исходящей от духов или богов, присуще многим религиям. В ранней христианской традиции X. - содействие, ниспосылаемое Святым Духом избранным людям ("дар" проповеди, чудотворения, пророчества и т.д.). После конституирования церковных организаций учение о X. было детально разработано богословами в качестве одного из главных пунктов христианского вероучения: постулировалось, что человек как существо греховное склонен ко злу и без наделения X. для него нет и быть не может спасения и блаженства. Считалось, что X. дается верующим через церковь, через духовенство, через таинства. Утверждалось, что духовенство наделено особой благодатью - священством, которым может быть наделен истинно верующий. Идея о таинстве священства сформировалась в ходе разделения христианских общин на "клир" и "мирян": сословие духовенства было наделено даром посредничества между рядовыми верующими и Богом. Светские идеологии религиозного типа (культы личности, партии, класса, народа и т.п.) заимствовали представления о X.: харизматическим вождем может выступать особо влиятельный писатель, политик, философ и т.д. (По Гегелю, существующий порядок вещей может быть опровергнут "всемирно-историческими индивидуумами", Кант осуждал X. человека как противоречащую религиозной морали, Ницше полагал регулярное появление в мире людей - носителей X. - абсолютно необходимым для человечества).
А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко

Источник: Новейший философский словарь

харизма
ХАРИЗМА (от греч. хМаца - благодать) - одно из важнейших понятий христианства, получившее широкое распространение в современном гуманитарном знании и массовом сознании. 1. В христианстве понятие X. означает свойственную Богу благодать, любовь, обращенную на людей ради их спасения. 2. В качестве термина гуманитарных наук понятие X. было введено М. Вебером, который заменил прежнее теологическое толкование новыми историко-религиоведческими, социологическими и когнитивно-психологическими трактовками. В современном употреблении понятие X. утратило историческую связь с одной религией - христианством - и библейским Богом как носителем и источником X Согласно Веберу, представления о X. возникают в древних религиях в результате осознания существования выходящих за пределы повседневности сил. Эти «силы» наделяются архаическим сознанием свойствами экстраординарного могущества и власти; с ними связано формирование представлений о духах и богах, а также развитие магии как практического средства манипулирования «силой» — X По мере рационализации магических воззрений и усиления религиозной этики представления о X. переплавляются в учение о X как свойстве Бога. По Веберу, в личностном выражении X — это совокупность «вне-повседневных качеств» человека, возвышающих личность над ее окружением и обусловливающих власть над людьми. Эти качества личности, будучи «природным даром», имеют сугубо внутренние основания; они не могут быть следствием осознанного самосовершенствования, поскольку в своем генезисе харизматические качества личности неподконтрольны разуму. «Личная X» выражает себя, прежде всего, в экстраординарных психических свойствах ее носителя. Носитель «личной X» способен входить в сильнейшие состояния транса, одним из следствий которых является демонстрация невыводимых из повседневного опыта знаний, имеющих, прежде всего, провиденциальный характер. Личности, обладающие полученным из харизматического опыта знанием, претендуют в религиях на роль провидцев, пророков, в социальной практике — на роль политических реформаторов, в науке — на статус генераторов парадигматических идей. При этом важно не только то, что индивиды способны демонстрировать особые психические состояния и провиденциальные знания. Экстремальный психический феномен становится личной X. только тогда, когда социальное окружение готово рассматривать его не как расстройство психики, а как особый талант, дар, имеющий высокую общественную ценность. Поэтому личная X. — не столько индивидуально-психологический, сколько социально-психологический феномен. Окружение верит, что обладание X. связано с радикальным преображением внутреннего мира личности, и тот, кто сполна владеет X., заключает в себе сверхчеловеческие способности: подчинять своей воле не только людей, но богов и природу, пространство и время, жизнь и смерть; владеть знанием о прошлом и будущем; постигать подлинные смыслы бытия и направлять человеческие судьбы. Действуя как преображающая общество внеэкономическая сила, X. разрушает традиционный духовный и социальный уклад, трансформирует массовые стереотипы мышления в направлении новых жизненных целей и ценностей. Итогом революционизирующего воздействия X. является новая картина мира, новые жизненные ориентиры. Современные способы манипуляции людьми посредством масс-медиа и др. технологий обработки сознания позволяют создавать ореол X. вокруг личностей, в действительности не обладающих соответствующими психологическими качествами. Для обозначения таких суррогатов введен термин «псевдохаризма». В контексте современных трактовок, X. — социально-психологическое качество лидера, проявляющее себя как витальная креативная сила, которая воспринимается окружающими в качестве необыкновенного дара и оказывает на них магнетическое, вдохновляющее и мобилизующее влияние, направленное на разрыв с традицией и на создание новой системы жизненных ориентации.         А. П. Забияко

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ХАРИЗМА
(от греч. — благодать, божественный дар) — определенная экстраординарная способность или сила, выделяющая их обладателя среди остальных и оцениваемая не как приобретенная, а исключительно как дарованная природой, судьбой или высшими силами. Х. как дар, присущий отдельному лицу, раскрывается исключительно в глазах определенной группы людей, которые готовы без всяких условий подчиняться этому человеку вследствие веры в наличие у него выдающихся качеств. Поэтому чаще всего идет речь о харизматическом лидере или авторитете, который отличается особой мудростью, храбростью, святостью, пророческими качествами или умением воздействовать на других людей. Все это, как правило, определяется и оценивается в оппозиции к обычному ходу социального поведения и традиционным сторонам отношений господства и подчинения. В этом аспекте Х. рассмотрена в социологии М. Вебера (1864—1920), который видел в ней «внеповседневные качества человека независимо от того, действительные ли они, мнимые или предположительные». По Веберу, харизматические качества наиболее часто встречаются у полководцев, властителей, основателей мировых религий, пророков и святых, выдающихся политиков и завоевателей. Таким образом, «легитимность их власти основана на вере в необычное, в свойства, превосходящие обычные, присущие людям качества, на ранней стадии воспринимаемые как сверхъестественные», а «господство осуществляется не на основе общих традиций или рациональных норм, но в соответствии с конкретным откровением или вдохновением, и в этом смысле оно «иррационально». Х. предусматривает построение отношений не на правовых нормах или общепринятых политических установлениях, а на личной преданности и прямом воздействии лидера на окружающих. Харизматический лидер обычно оказывает свое влияние не логикой доказательств, не разумным убеждением, а путем воздействия на эмоционально-психологические области и на сферу подсознательного отдельной личности или большой массы людей. Х. может быть почти полностью несовместимой с обычным строем жизни, традиционными правилами социального поведения и устоявшимися социально-политическими отношениями. Поэтому в наибольшей степени харизматические качества оказываются востребованы в переходные эпохи истории общества, во время кризиса и исчерпанности устоявшихся духовных и нравственных ценностей. В то же время в периоды стабильности, прочных связей между современностью и социокультурным наследием харизматические лидеры, реализуя свои способности воздействовать и находить отклик в массах, вынуждены считаться с традиционными формами жизни и общественных отношений и даже становиться их защитниками. Историческое прошлое дает достаточно примеров деятельности харизматических лидеров, какими обычно признаются, напр., Перикл, Александр Македонский, Иисус Христос, Мухаммад, Чингисхан, Наполеон, Фр. Рузвельт. В современном мире отношения между харизматическими личностями и окружающими указывают на действительное значение бессознательных начал во внутреннем мире граждан, в общественных связях, политике, а Х. рассматривается в связи с анализом психологии масс и некоторых аспектов массовой культуры, как важнейшего фактора воздействия на общество. Поэтому Х. является объектом исследования в социологии, социальной психологии и культурологии. Как известно, М. Вебер рассматривал Х., харизматическое господство и подчинение, харизматический тип личности в своей концепции общих форм поведения и власти безотносительно к тем ценностям, которые утверждаются через Х. В свою очередь, Э. Фромм (1900—1980) исследовал Х. как одно из проявлений деструктивности в западном обществе 1-й пол. ХХ в. Выделив в качестве наиболее характерных примеров разрушительности деятельность Гитлера и Сталина, Фромм пришел к выводу, что «харизматический лидер (нарцисс) использует свое влияние не только как средство достижения политического успеха. Он нуждается в овациях и признании просто для поддержки внутреннего равновесия… Он буквально не может жить без постоянного подкрепления своего нарциссизма, ибо его человеческая сущность (ядро личности: убеждения, верования, совесть, любовь) недостаточно развита». С точки зрения Фромма, самоутверждение харизматической личности и действия целых групп, преодолевающих через Х. пустоту и безысходность своей жизни, привели в ХХ в. к мощным проявлениям агрессивности, потрясшим жизнь целых народов. В современном мире Х. может стать источником как благотворных общественных перемен, так и различных социально-психологических манипуляций массами людей.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

ХАРИЗМА
греч. оказанная милость, дар) — особая одаренность выдающихся людей, благодаря которой они способны совершать то, что лежит, казалось бы, за пределами человеческих возможностей. В религиозном смысле харизма — «дар свыше», «от Бога». В Ветхом Завете харизма присутствует в представлении о людях, призванных к особому служению — царству, пророчеству или священству — и наделенных Богом особыми дарами (напр., чудотворения, как Моисей). В Новом Завете харизма — благодать: «по данной нам благодати имеем различные дарования» (Рим 12:6), поэтому «служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (I Петр 4:10). В средневековой христианской теологии харизмой считалось исключительное духовное свойство, ниспосылаемое Богом ради блага церкви в виде даров Святого Духа, классифицируемых по тройственному принципу: дары откровения — мудрость, знание и умение различать духов; дары силы — вера, чудеса и исцеления; дары речи — пророчество, иноязыки и их истолкование. Христиане, полагающие, что харизма может изливаться на людей в настоящее время через «духовное общение» (в молитвах, особых обрядах) с Духом Святым, называются харизматиками (напр., пятидесятники).
Из религиозного в общекультурный контекст понятие харизмы было перенесено Э. Трельчем и разработано прежде всего М. Вебером в его социологии с позиций теории социального действия. Действия человека, наделенного харизмой, отличает непоколебимая уверенность в своей правоте, в том, что на него возложена некая миссия, которую он должен во что бы то ни стало выполнить. Такой человек обладает необычайной притягательностью и в силу этого — особой властью над людьми (в отличие от власти, проистекающей не из личных дарований человека, а в силу занимаемой им должности). Харизма в этом плане является компонентом непосредственноэмоциональных и, следовательно, до-рациональных жизненных отношений между людьми. Именно здесь, по Веберу, заключен источник той социальной энергии, с помощью которой можно преодолеть инерцию традиции, конформизма, рассудочности. Харизма — ключевое понятие социологии Вебера, позволяющее объяснить причину и характер социального изменения: наиболее важный источник обновления — это вмешательство людей, способных производить манипуляции, воспринимаемые как «необычные», оказывать влияние на других. Только с помощью понятия харизмы можно, по Веберу, объяснить социальные изменения самых крупных масштабов, которые не осуществляются обычными общественными и историческими путями и движущими силами.
В философии религии, этике, культурологии понятие харизмы позволяет фиксировать то, что выходит за рамки повседневной жизни и потому воспринимается как естественное, но чем все же не исчерпывается осознаваемая нами реальность. Больше того, в традиционном (до-рационалистическом) обществе традиции и харизма, вместе взятые, определяли почти всю совокупность ориентации человеческой деятельности: когда действует харизма, люди рвут с обществом и господствующими в нем традициями, совершают святотатство, отказываясь от старых богов. Харизма, т. о., выводит человеческую деятельность за пределы правил и обычаев, вообще за пределы имеющего смысл. Без нее не было бы той веры, которая дает силы людям совершать чудеса, преодолевать, казалось бы, непреодолимое, уповать на то, что и «невозможное возможно».
Действие харизмы в истории, по Веберу, неравномерно: оно может как увеличиваться, так и иссякать. В 20 в. цивилизация, с его точки зрения, застывает в кругу установившихся обычаев, нравов, смыслов, в оковах рационализации, бюрократии, когда человек не находит в мире больше «ничего святого». Этот процесс Вебер называет «разволшебствлением мира», снятием с него всех «чар»: былая готовность к «жертвоприношению интеллекта» в пользу веры, т. е. в пользу людей, обладающих харизмой, сменяется принесением былой веры в жертву интеллекту, рациональности, расчету.
Проблема харизмы имеет значение и за пределами изучения социокультурной динамики в макроперспективе: в социологии политики ее исследование важно для определения отношений между вождями и массами, природы харизматической власти, тоталитарных диктатур; в социологии религии — для изучения фундамепгалистских движений, природы феномена, обозначаемого термином «тоталитарные секты», и т. д.; в философии религии — для раскрытия феномена веры, природы фанатизма, природы религиозного творчества, причин рождения и умирания религий, а в более широком плане — для объяснения природы гворческой, инновационной деятельности.
Лит.: Вебер М. Наука как призвание и профессия.— Избр. произв. М., 1900; Он же. Социология религии (типы религиозных сообществ).—
Избранное. Образ общества. М., 1994, с. 112—137; Он же. Хозяйственная этика мировых религий.— Избранное. Образ общества, с. 68—73; Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1998, с. 282— 310.
В. И. Гараджа

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
176.48 кб

Харизма как экстраординарное свойство лидера: общие представления

Романова Нелли Петровна
Представлены параметры, определяющие харизму. Рассматривается вопрос: является ли харизма исключительно врожденным качеством, которое нельзя выработать и развить, или приобретенным
Читать PDF
860.83 кб

Харизма: религиозное измерение

Сладнева О. Г.
Цель работы. Проблемой данной работы является анализ воздействия харизматических личностей на общество через призму религии.
Читать PDF
139.84 кб

Философия харизматического лидерства и ее имплицированность в поле гуманитарного знания

Волобуева Марина Маратовна
Представлен обзор концептуального осмысления проблемы лидерства в истории философии, социологии и политологии. Автором вводится дифференциация понятий лидерства и харизматического лидерства в религиозных средах.
Читать PDF
70.27 кб

Анализ харизматического лидерства в социологии Макса Вебера

Кибардина Л. Н.
В статье проводится анализ основных положений концепции харизматического господства и харизматического лидерства М.
Читать PDF
371.52 кб

Античное понимание феномена харизмы

Гениндоржиева Димид Батоболотовна
Данная статья посвящена анализу трудов античных философов, изучению их позиции и понимания феномена харизмы как дара умения вести за собой и особой милости богов.
Читать PDF
174.71 кб

Компоненты харизмы лидера как социально-когнитивного феномена

Евтихов О. В.
В статье кратко приведены результаты теоретического анализа феномена харизмы, выделены ее сущностные особенности и описаны общие компоненты харизмы, которые могут выступать условиями формирования харизматического имиджа лидера.
Читать PDF
3.58 мб

Смерть в терминах престижной траты: взаимная конвертация хюбриса и харизмы

Корецкая Марина Александровна
В статье предпринимается попытка на материале античной мифологии и гомеровского эпоса эксплицировать взаимосвязь концептов «хюбрис» и «харизма» в контексте вопроса о цене властной харизмы и, шире, в контексте проблемы власти как т
Читать PDF
228.17 кб

Назад к Шилзу: социальные науки, политическая реальностьи парадокс безблагодатной харизмы

Каспэ С.И.
В статье С.И.Каспэ фиксируются серьезные методологические затруднения, с которыми сталкиваются современные социальные науки, обращаясь к категориям сакрального и харизматического.

Похожие термины:

  • ХАРИЗМА И ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ АВТОРИТЕТ

    особые личностные качества или способности, требуемые от индивидуума (например, религиозного или политического лидера) и необходимые ему самому, чтобы оказывать влияние на большие массы людей, ст
  • БЛАГОДАТЬ харизма

    (греч.) в христ-ве божеств, сила, обеспечивающая человеку избавление от греха, достижение добродет. жизни, спасение и воссоединение с богом. В отличие от католицизма, считающего Б. единств, условием
  • ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ

    личность, которая с точки зрения значительной части народа, возможно подавляющего большинства является носителем высшей Правды, способна указать народу путь к справедливой жизни, возглавить изб
  • Харизматическое движение

    (Charismatic Movement). Этим выражением принято обозначать течение, к-рое возникло в 1950х гг. и развивалось в рамках исторических церквей. Вначале оно называлось "новопятидесятническим"; в последнее время  "х