сочинение, написанное учеником Аристотеля Теофрастом после 319 до н.э. в жанре «этографии» (нравоописания). Технический термин «характер» (характлр; изначально — оттиск, чекан) впервые получает здесь этическое значение, применяется к типичному своеобразию человека (мужчины), к тому, что у Платона и Аристотеля называлось«нрав», «склад души» и анализировалось в связи с устройством государства, возрастом человека, его имущественным и политическим положением. Теории характера у Теофраста нет. Каждый из тридцати характеров излагается по единой схеме: краткое определение и перечень поведенческих проявлений. Основу характера составляет какой-то душевный изъян - порок (кшаос), выражающийся в смешных, неподобающих, неприятных или вредных для окружающих действиях.
В понимании порока прослеживается аристотелевское учение о добродетели как «правильной середине» между крайностями избытка и недостатка; в отождествлении характера с пороком - идея о том, что добро единообразно, а зло многовидно (EN, 1106Ь). Терминологически и содержательно характеры примыкают к аристотелевскому своду пороков, а также к своду пороков в перипатетическом сочинении «О добродетелях». Характеры, по Теофрасту, суть не стремление и умение находить середину, а недостаточность или избыточность каких-то душевных качеств. Большинство характеров представляет порок как отсутствие или недоразвитость нравственных начал. «Неотесанность» (IV), напр., понимается как необразованность, незнание добра и зла; «бесчувствие» (XIV) - как неспособность к простейшим душевным действиям; «апонойя» (VI) - как утрата чувства приличия; «акайрия» (XII) - неумение выбирать подходящий момент для своих слов и действий и т.п. Сюда же относятся характеры, в к-рых проявляется низменность человеческой природы: «мелочность» (X), «скаредность» (XXII), «подлолюбие» (XXIX), «подлокорыстие» (XXX) и др. Ряд характеров имеет «гиперболическую» природу, т.е. тяготение к наглости: «бесстыдство» (XI), «тщеславие» (XXI), «высокомерие» (XXIV), «приверженность к олигархии» (XXVI) и т.д. Если считать, что обман - это сознательное искажение истины, душевный избыток, то к этому же разряду можно причислить «бахвальство» (XXIII) — преувеличение собственных достоинств; «логопойю» (VIII) — любовь к измышлению новостей; «лесть» (II) - преувеличение чужих достоинств; «злоязычие» (XXVIII) - преувеличение чужих недостатков и пр. «X.» Теофраста оказали влияние на новую аттическую комедию, прежде всего Менандра, четыре произведения к-рого имеют «характерные» названия: «Неотесанный» (IV), «Льстец» (II), «Брюзга» (XVIII), «Суеверный» (XVI). «X.» широко использовались в византийской образовательной практике.
В новоевропейскую моралистику «X.» ввел ЖЛабрюйер, издавший книгу «Характеры Теофраста, переводе греческого, дополненный характерами или нравами этого века» (1688). Лит.: Теофраст. Характеры. Л.: Наука, 1974; Фрейденберг О.М. «Характеры» Теофраста // Ученые записки ЛГУ. Серия филологических наук. 1941. № 63. Вып. 7; Ярхо В.Н. У истоков европейской комедии. М.. Наука, 1979. А.П.Скрипник
235.10 кб