ХАРАКТЕРЫ

Найдено 1 определение
ХАРАКТЕРЫ
сочинение, написанное учеником Аристотеля Теофрастом после 319 до н.э. в жанре «этографии» (нравоописания). Технический термин «характер» (характлр; изначально — оттиск, чекан) впервые получает здесь этическое значение, применяется к типичному своеобразию человека (мужчины), к тому, что у Платона и Аристотеля называлось«нрав», «склад души» и анализировалось в связи с устройством государства, возрастом человека, его имущественным и политическим положением. Теории характера у Теофраста нет. Каждый из тридцати характеров излагается по единой схеме: краткое определение и перечень поведенческих проявлений. Основу характера составляет какой-то душевный изъян - порок (кшаос), выражающийся в смешных, неподобающих, неприятных или вредных для окружающих действиях.
В понимании порока прослеживается аристотелевское учение о добродетели как «правильной середине» между крайностями избытка и недостатка; в отождествлении характера с пороком - идея о том, что добро единообразно, а зло многовидно (EN, 1106Ь). Терминологически и содержательно характеры примыкают к аристотелевскому своду пороков, а также к своду пороков в перипатетическом сочинении «О добродетелях». Характеры, по Теофрасту, суть не стремление и умение находить середину, а недостаточность или избыточность каких-то душевных качеств. Большинство характеров представляет порок как отсутствие или недоразвитость нравственных начал. «Неотесанность» (IV), напр., понимается как необразованность, незнание добра и зла; «бесчувствие» (XIV) - как неспособность к простейшим душевным действиям; «апонойя» (VI) - как утрата чувства приличия; «акайрия» (XII) - неумение выбирать подходящий момент для своих слов и действий и т.п. Сюда же относятся характеры, в к-рых проявляется низменность человеческой природы: «мелочность» (X), «скаредность» (XXII), «подлолюбие» (XXIX), «подлокорыстие» (XXX) и др. Ряд характеров имеет «гиперболическую» природу, т.е. тяготение к наглости: «бесстыдство» (XI), «тщеславие» (XXI), «высокомерие» (XXIV), «приверженность к олигархии» (XXVI) и т.д. Если считать, что обман - это сознательное искажение истины, душевный избыток, то к этому же разряду можно причислить «бахвальство» (XXIII) — преувеличение собственных достоинств; «логопойю» (VIII) — любовь к измышлению новостей; «лесть» (II) - преувеличение чужих достоинств; «злоязычие» (XXVIII) - преувеличение чужих недостатков и пр. «X.» Теофраста оказали влияние на новую аттическую комедию, прежде всего Менандра, четыре произведения к-рого имеют «характерные» названия: «Неотесанный» (IV), «Льстец» (II), «Брюзга» (XVIII), «Суеверный» (XVI). «X.» широко использовались в византийской образовательной практике.
В новоевропейскую моралистику «X.» ввел ЖЛабрюйер, издавший книгу «Характеры Теофраста, переводе греческого, дополненный характерами или нравами этого века» (1688). Лит.: Теофраст. Характеры. Л.: Наука, 1974; Фрейденберг О.М. «Характеры» Теофраста // Ученые записки ЛГУ. Серия филологических наук. 1941. № 63. Вып. 7; Ярхо В.Н. У истоков европейской комедии. М.. Наука, 1979. А.П.Скрипник

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
235.10 кб

Антропоцентрический характер натурфилософии Н. Н. Страхова

Антонов Е. А.
Читать PDF
215.45 кб

Системный характер критериев научного знания

Сайганова В. С.
В работе дается философский анализ проблемы критериев научного знания. Раскрывается сущность и системный характер критериев науки. Анализируются изменчивость и инвариантность их содержания в развитии науки.
Читать PDF
136.51 кб

Характер современной науки и проблема метода

Никитина И. В.
Рассматривается проблема развития современной науки как науки нелинейной и мозаичной, соответствующей «парадигме лазера».
Читать PDF
261.39 кб

Диалогический характер христианского вероучения (я и Ты)

Тарасов П. Г.
Исследуется специфика диалогической динамики христианского слова, его внутренние закономерности и механизмы формирования.
Читать PDF
415.15 кб

Циклический характер российского развития

Федотова Валентина Гавриловна
В статье рассматриваются причины цикличности экономических, политических и модернизационных процессов и особенности их протекания в России. Проанализированы теории циклов модернизационного развития.
Читать PDF
2.40 мб

Сократический характер этики Абеляра

Тимофеева Н. Ю.
Читать PDF
202.46 кб

Протолингвистический характер восточно христианского учения о слове

Тимирханов В. P.
Читать PDF
457.82 кб

Какое сознание имеет исторический характер?

Вернер Виктор
Читать PDF
291.87 кб

Натуралистический характер новой парадигмы техники

Черняков Алексей Адольфович
Рассматривается проблема современного понимания феномена техники. Среди различных аспектов, влияющих на этот процесс, выделяется методологическая трудность, возникающая при формировании более адекватной концепции техники.
Читать PDF
1.01 мб

Ретенция и вероятностный характер образования общих и абстрактных идей

Книгин Альберт Николаевич
Раскрывается механизм образования общих идей на основе вводимого автором понятия ретенции как следа феноменов сознания, показано, что этот процесс имеет вероятностный характер.
Читать PDF
173.03 кб

Эмпирический и интеллигибельный характер: от Канта через Фриза и Шеллинга к Шопенгауэру (перевод с н

Косслер Матиас
Рассматривается проблема преемственности понятий эмпирического и интеллигибельного характера в философии А. Шопенгауэра.
Читать PDF
124.50 кб

Символический характер сознания в аспекте творчества

Дармограй Валерий Миронович
В статье рассматривается проблема сущностных характеристик сознания, вне понимания которого невозможно осмыслить условия и предпосылки, способствующие творчеству.
Читать PDF
211.14 кб

Абсолютный и относительный характер моральных ценностей. Проблема обоснования морали

Станкевич Леонид Павлович, Полякова Ирина Павловна
Читать PDF
193.65 кб

Характер соотнесенности смыслового содержания философского текста и реальности (действительности)

Карнаухова Мария Александровна
Читать PDF
270.73 кб

Теоретические источники и характер гипотезы о «Естественном состоянии» у Ж. -Ж. Руссо

Занин С. В.
Статья посвящена анализу «Рассуждения о неравенстве» Руссо.

Похожие термины:

  • Воздух, жизнь, характер, душа, тень

    Философский смысл термина: Воздух (стоики, Цицерон); жизнь, душа (Цицерон, Сенека).
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ

    все, что относится к характеру. Здесь, в частности, речь идет об индивиде с неуравновешенным характером, т.е. чаще всего о трудновоспитуемом ребенке («трудный ребенок»), трудность которого выражена
  • ЕВРОПЕЙСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ И ХАРАКТЕР НАЦИЙ

    Die Europischen Revolutionen und der Charakter der Nationen". Jena, 1931) - книга Розенштока-Хюсси. Состоит из двух частей - "Теория революций" и "Движение революций по Европе". В первой части анализируется смысл таких понятий, как р
  • ХАРАКТЕР

    от греч. charakter — черта, особенность) — совокупность отличительных свойств, признаков предмета или явления.
  • ХАРАКТЕРНОЕ, ХАРАКТЕР в искусстве

    греч. charakter — отличительная черта, признак, особенность) — общее, существенное в индивидуальности персонажа, события, пейзажа, интерьеpa, переживания. Наличествуя прежде всего в первичной (внехудож
  • ОЧАГОВЫЙ ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ

    См. Точка роста, развития, а также Двуединый характер социального развития.
  • Характер в искусстве

    художественное воплощение социальных, психических и иных особенностей героя произв., выражающих человеческий тип и проявляющихся в индивидуальном образе действий. Для реалистического искусства
  • ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА

    см. Характер моральный.
  • МЫСЛИМОЕ И НЕМЫСЛИМОЕ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР МЫШЛЕНИЯ

    Философы всегда пытались выявить те предметные области, в которых мышление невозможно, и те способы мышления, которые не порождают знания реальности, а заводят размышление в тупик. В этом отношени
  • ЛИЧНОСТЬ и ХАРАКТЕР

    в литературе можно найти всевозможные варианты соотнесения этих понятий: 1) характер и личность практически отождествляются – эти термины употребляются синонимично; 2) характер включается в личн
  • ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

    по Канту и Шопенгауэру метафизические основы человеческого характера, поскольку они, будучи свободны от всех естественных оков, составляют конечную основу моральных действий (см. также Личность).
  • ХАРАКТЕР МОРАЛЬНЫЙ

    греч. character - черта, особенность) -совокупность нравственных качеств личности, являющихся объектом моральной оценки и предметом нравственного воспитания. X; м. того или иного человека проявляется в
  • НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

    совокупность специфических психологических черт национальной общности, ставших свойственными для людей данной национальности; проявляется в паттернах поведения, в складе ума, образе мыслей, в р
  • УЧЕНИЕ О ХАРАКТЕРЕ

    (Charakterkunde), характерология — учение о формировании и сущности характера и о его значении для личности в целом, а также учение о личности вообще (изучение личности). Это учение ставит себе целью объяс
  • ХАРАКТЕРИСТИКА

    1. Описание типичных, отличительных черт, качеств когочего-н. 2. Результат такого описания в виде совокупности типичных, отличительных черт, свойств. Литература: [122].
  • ХАРАКТЕРОЛОГИЯ

    см. Учение о характере.
  • СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

    бессознательное приспособление индивида к социальным структурам общества, возникающее в процессе адаптации. Это понятие является основным в концепции Э.Фромма, которое объясняет взаимодействие
  • КОНКУРЕНТНЫЙ ХАРАКТЕР НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КОНКУРЕНЦИЯ В НАУКЕ)

    механизмы самоорганизации научного сообщества в некоторых существенных моментах напоминают механизмы рынка с той, однако, принципиальной разницей, что роль капитала в науке выполняет признание
  • Техногенность техногенный характер современной цивилизации

    выдвижение техники и технологии на первый план, приоритетное, господствующее место в системе накопленных человечеством ценностей, составляющих духовное, культурное содержание цивилизации, когд
  • НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА КОНЦЕПЦИИ

    - основаны на понятии "нац. характера", обычно используемого для описания устойчивых личностных особенностей, характерных для членов той или иной нац. (или этнич.) группы; при этом исследуются домин