Хань Туйчжи, Хань Чанли (768-824), кит. прозаик, поэт, философ; вместе со своим племянником, другом и учеником Ли ао (Ли Сичжи, 772-841) предтеча сунского неоконфуцианства. Род. в Няньяне (пров. Хэнань). X. Ю. первым использовал термин «саць пинь» - «три ступени» в отнесении к человеч. природе (высшая - абсолютно хорошая; среднюю можно повести в обоих направлениях; низшая - абсолютно плохая), к-рую он отделял от чувств; свою природу человек получает при рождении, чувства же обретает в контакте с внеш. вещами. X. Ю. расширил термин жэнь (человечность, гуманность) до понятия «всеобщей любви». X. Ю. и Ли ао выступили с защитой конфуцианства в условиях влияния буддизма и даосизма; в центре внимания их стояла проблема человеч. природы, при этом они опирались на такие классич. произв., как «Ицзин», «Да сюе» («Великое учение») и «Чжун юн», ставшие впоследствии основой неоконфуцианства, установили «дао тун» - «прямую линию передачи настоящего учения» от легендарных Яо, Шуня и Юя, через Тана, Вэньвана, Увана, Чжоугуна до Конфуция и Мэн-цзы.
ХАНЬ ЮЙ
ХАНЬ ЮЙ
Источник: Советский философский словарь
ХАНЬ ЮЙ (Хань Туйчжи, Хань Чанли)
768, Хэян (современная провинция Хэнань) — 824] — китайский философконфуцианец, литератор. Рано осиротел, занимался самообразованием, добился высшей ученой степени цзиныии. Был членом («доктором» — боши) Государственной академии (Гоцзы). Несколько раз за независимость суждений попадал в опалу (в частности за то, что укорял императора за поклонение мощам Будды). Вместе с Лю Цзунъюанем был инициатором «движения за возвращение к древности» (фу гу). В литературной сфере оно вылилось в создание стиля, основанного на подражании простоте и строгости литературы эпохи Хань (206 до н. э. — 220 н. э.), а в сфере мировоззрения проявилось в попытках возрождения авторитета конфуцианской мысли. Основные сочинения — «Юань дао» («Обращение к началу дао»), «Юань син» («Обращение к началу [индивидуальной] природы»), «Юаньгуй» («Обращение к началу [мира] духов»), «Ши шо» («Поучения») и другие — сведены в сборник «Чанли сяныпэн цзи» («Собрание произведений учителя Чанли»).
Хань Юй доказывал историческое первенство конфуцианства, в котором «передача традиции» идет непрерывно от «совершенномудрых» правителей древности, а не от более поздних «патриархов». Учения даосизма и буддизма, не признающие, по его мнению, «гуманности» (жэмь), а также «долга/справедливости» (и), тем самым разоблачают свое несоответствие вселенским истокам морали. Подчеркивая ведущую роль «небесного предопределения» (тянь мин) в человеческой жизни (им обусловлены несчастья и благополучие), в то же время отмечал заведомую неопределимость границ компетенции Неба и человека в судьбе индивида. Признавал существование «навей и духов» как «оформленных» и имеющих «вещное бытие/наличие» «безмолвных» («беззвучных» — у шэн) структур. При совершении человеком недолжного поступка нави (гуй) воздействуют на «[телесные] формы» вещного мира. Эти воздействия проявляются в сфере «звуков», т. е. чувственно воспринимаемой области бытия, и ведут к несчастьям. Придавал большое значение жертвоприношениям как условию «доступа к Небу и духам», но отрицал присутствие сверхъестественных сил в предметах культа и мощах, отвергая поклонение им.
Рассматривая исторический процесс как результат творчества «совершенномудрых» государей древности, Хань Юй подчеркивал их роль как культурных героев и «учителей» человечества. Путь к восстановлению идеального общественного порядка древности, избавлявшего людей от голода и болезней, прививавшего им любовь, милосердие и трудолюбие, он усматривал в уничтожении даосизма и буддизма. Ликвидация их монашества, храмов и священных книг посредством императорского указа должна обеспечить возвращение Поднебесной на «путь древних правителей».
Соч.: Хань Чаши цзи (Записки Хань Чанли). Пекин, 1958; Хань Юй, Лю Цзуньюань. Избранное, пер. И. Соколовой. М., 1979; Chan Wingtsit (transi.). A Source Book of Chinese Philosophy. Princeton, 1963. Лит.: Тусарое В. Ф. Некоторые положения теории пути Хань Юя.— В кн.: Письменные памятники Востока. 1972. M., 1977.
А. Г. Юркевич
Хань Юй доказывал историческое первенство конфуцианства, в котором «передача традиции» идет непрерывно от «совершенномудрых» правителей древности, а не от более поздних «патриархов». Учения даосизма и буддизма, не признающие, по его мнению, «гуманности» (жэмь), а также «долга/справедливости» (и), тем самым разоблачают свое несоответствие вселенским истокам морали. Подчеркивая ведущую роль «небесного предопределения» (тянь мин) в человеческой жизни (им обусловлены несчастья и благополучие), в то же время отмечал заведомую неопределимость границ компетенции Неба и человека в судьбе индивида. Признавал существование «навей и духов» как «оформленных» и имеющих «вещное бытие/наличие» «безмолвных» («беззвучных» — у шэн) структур. При совершении человеком недолжного поступка нави (гуй) воздействуют на «[телесные] формы» вещного мира. Эти воздействия проявляются в сфере «звуков», т. е. чувственно воспринимаемой области бытия, и ведут к несчастьям. Придавал большое значение жертвоприношениям как условию «доступа к Небу и духам», но отрицал присутствие сверхъестественных сил в предметах культа и мощах, отвергая поклонение им.
Рассматривая исторический процесс как результат творчества «совершенномудрых» государей древности, Хань Юй подчеркивал их роль как культурных героев и «учителей» человечества. Путь к восстановлению идеального общественного порядка древности, избавлявшего людей от голода и болезней, прививавшего им любовь, милосердие и трудолюбие, он усматривал в уничтожении даосизма и буддизма. Ликвидация их монашества, храмов и священных книг посредством императорского указа должна обеспечить возвращение Поднебесной на «путь древних правителей».
Соч.: Хань Чаши цзи (Записки Хань Чанли). Пекин, 1958; Хань Юй, Лю Цзуньюань. Избранное, пер. И. Соколовой. М., 1979; Chan Wingtsit (transi.). A Source Book of Chinese Philosophy. Princeton, 1963. Лит.: Тусарое В. Ф. Некоторые положения теории пути Хань Юя.— В кн.: Письменные памятники Востока. 1972. M., 1977.
А. Г. Юркевич
Источник: Новая философская энциклопедия
ХАНЬ ЮЙ
Хань Туйчжи, Хань Чанли. 768, Хэян (запад совр. уезда Мэнсянь пров. Хэнань), - 824. Философ, литератор. Рано осиротел, упорно занимался самообразованием, добился высшей ученой степени цзиньши. Был чл. ("д-ром" - боши) Гос. академии (Гоцзы). Несколько раз за независимость и нелицеприятность суждений попадал в опалу (в части., за то, что укорял императора Сянь-цзуна за поклонение мощам Будды) и вновь возвращался на службу в центр, ведомства. Вместе с Лю Цзунъюанем был инициатором "движения за возвращение к древности" (фу гу), в лит. сфере вылившегося в создание стиля, осн. на синтезе языковых форм эпохи Цинь - Хань (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.), - т.н. стиля гувэнь, а в сфере мировоззрения проявившегося в поисках путей к возрождению авторитета конф. мысли и восстановлению обществ, порядка "золотого века". Осн. соч. - "Юань дао" ("Обращение к началу дао"), "Юань син" ("Обращение к началу [индивид.] природы"), "Юань гуй" ("Обращение к началу [мира] духов"), "Ши шо" ("Поучения") и др. - сведены в сб. "Чанли сяньшэн цзи" ("Собр. произв. учителя Чанли"). Доказывал историч. первенство конфуцианства перед даосизмом и буддизмом: "передача традиции" (дао тун) конфуцианства, по Х.Ю., идет непрерывно от "совершенномудрых" (шэн [1]) правителей полумифич. древности. Ставил в один ряд понятия "гуманность" (жэнь [2]), "долг/справедливость" (и [1]), дао и "благодать/добродетель" (дэ [1]): "гуманность", представляющая собой "всеохватную любовь", реализуется в сообразуемом с нею действии, представая "долгом/справедливостью", подобно тому как причина всего в мире - дао реализует свою самодостаточность во внеш. проявлении "благодати/добродетели" ("благой силы") ("Юань дао"). Учения даосизма и буддизма, не признающие, по Х.Ю., "гуманности" и "долга/справедливости", тем самым разоблачают свое несоответствие вселенским истокам морали. Им они противопоставляют "почитание пустотности (сюй) и отсутствия/небытия (у [1], см. Ю - у, Кун)", бессмысленное в свете учения "Да сюэ" о путях увеличения возможностей упорядочивающего воздействия личности на мир: от "самосовершенствования" (сю шэнь) до "упорядочения семьи" (ци цзя) и далее до "управления гос-вом" (чжи го) и "умиротворения Поднебесной" (пин Тянь ся). Подчеркивая ведущую роль "небесного предопределения" (тянь мин, см. Мин [1]) в человеч. жизни (им обусловлены знатность и худородность, несчастья и благополучия), в то же время отмечал заведомую неопределимость "границ" компетенции Неба и человека в судьбе индивидуума (см. Тянь). Признавал существование "навей и духов" (гуй шэнь, см. Шэнь [1]) как "оформленных" (син [2]) и имеющих "вещное бытие" (у ю, см. У [3], Ю - у) "безмолвных" ("беззвучных" - у шэн) структур. При совершении человеком недолжного поступка, идущего вразрез с законами Неба, к-рые выражены в этич. нормах, демоны-нави (гуй) воздействуют на "[телесные] формы" вещного мира. Эти воздействия проявляются в сфере "звуков", т.е. чувственно воспринимаемой обл. бытия, и ведут к несчастьям. Придавал большое значение жертвоприношениям как условию "доступа к Небу и духам" ("Юань дао"), но отрицал присутствие сверхъестеств. сил в предметах культа и мощах, отвергая поклонение им. Предложил учение о "трех категориях природы и чувственности" (син цин сань пинь), т.е. градациях человеч. личности. Высшей категории (шан пинь) присущи только "добро" (шань) и пять моральных качеств - "гуманность", "благопристойность" (ли [2]), "благонадежность" (синь [2]), "долг/справедливость" и "разумность" (чжи [1]), при этом "семь эмоций" (ци цин)- радость (си), гнев (ну), печаль (ай [2]), страх (цзюй), любовь (ай [1]), ненависть (э), вожделение (юй) пребывают в состоянии полной уравновешенности - "срединности" (чжун [1]). Средней категории (чжун пинь) свойственны и "добро", и "зло", любое из пяти моральных качеств может присутствовать либо отсутствовать, эмоции - незначительно отклоняться в сторону избыточности или недостатка. Низшей категории (ся пинь) присущи только "зло", полный аморализм и эмоциальная недостаточность либо чрезмерность ("Юань син"). Рассматривал историч. процесс как результат творчества "совершенномудрых" государей древности, приписывая им роль культурных героев и "учителей" человечества - создателей одежды, способов добывания и приготовления пищи, строительства жилья, изготовления орудий труда и лекарств, а главное - музыки и этико-ритуальной "благопристойности", системы наказаний и управления ("Юань дао"). Путь к восстановлению идеального обществ, порядка древности, избавлявшего людей от голода и болезней, прививавшего им любовь, милосердие и трудолюбие, Х.Ю. усматривал в ликвидации даосизма и буддизма - превращении монахов в простолюдинов, а храмов - в жилые помещения, уничтожении их священных книг. Кардинальное устранение тлетворного духовного влияния посредством имп. указа должно обеспечить возвращение Поднебесной к "пути древних правителей". *Х.Ю., Лю Цзун-юань. Избранное. Пер. И. Соколовой. М., 1979; Хань Чанли цзи. Пекин, 1958; Chan Wing-tsit (tr.). A Source Book in Chinese Philosophy. Princ., 1963 -L., 1969; "Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972. С. 103 - 31; Гусаров В.Ф. Нек-рые положения теории пути Х.Ю. // Письменные памятники Востока. 1972. М., 1977; Мартынов А.С. Конф. утопия в древности и средневековье // Кит. социальные утопии. М., 1987.