род. 288 - ум. 233 до Р. X.) - древнекит. философ. Своим образом мышления и мировоззрением связан с философией Лао-цзы и школой фацзя, рассматривал право и силу как основы искусства управления.
ХАНЬ ФЭЙ
ХАНЬ ФЭЙ
Источник: Философский энциклопедический словарь
ХАНЬ ФЭЙ
Хань Фэй-цзы (ок. 280-233 до н. э.), др.-кит. мыслитель, завершивший систематизацию легизма. Происходил из правящего дома царства Хань (зап. часть совр. провинции Хэнань). Ученик Сюнъ-цзы, автор трактата «Хань Фэй-цзы (Трактат учителя Хань Фая)». Синтезировал взгляды трех легистских течений: принцип управления с помощью законов, предписаний (фа) Шан Яна, принцип власти, силы, авторитета (ши) Шэнь Дао (395-315 до н. э.; нек-рые авторы причисляют его к даоским мыслителям) и принцип метода, искусства власти, управления (ту) Шэнь Бухая (385- 337 до н. э.). Эти принципы X. Ф. соединил в теорию деспотич., власти с принципом фа в качестве центрального. Использовав идеи конфуцианства [постулат о «выпрямлении (исправлении) имен» и тезис Сюнь-цзы, что «человек по своей природе зол»], моизма (принципы «взаимной выгоды» и «истинности имен»), даосизма (концентрация «недеяния» и др.), X. Ф. создал своеобразную философию права. Провозглашал непрестанную изменчивость всех вещей (включая дао и липринцип), отрицал существование духов. В философии истории развивал мысль о решающем характере воздействия народонаселения и имущественного неравенства на историч. процесс.
Источник: Советский философский словарь
ХАНЬ ФЭЙ
288, царство Хань, - 233. Крупнейший теоретик легизма, автор трактата "Хань Фэй-цзы". Был первым сановником Цинь Шихуана - основателя централизованной империи Цинь (221 - 207 до н.э.). Родился в знатной семье, родственной правящему дому царства Хань. Согласно "Ши цзи" (1 - 1 вв. до н.э.), в молодости интересовался идеями Шан Яна (4 в. до н.э.) и Шэнь Бухая, учениями "о контроле над чиновниками", о законе и искусстве управления, произведениями мыслителей школы даодэ цзя (см. Даосизм). Учился у Сюнь-цзы, выделяясь среди соучеников своими способностями, но, будучи заикой, не мог рассчитывать на успех в устных дискуссиях и посвятил себя созданию соч. об искусстве управления. Трактат Х.Ф. был с восторгом встречен Ин Чжэном, правителем царства Цинь (будущим императором Цинь Шихуаном). Х.Ф. был приглашен в Цинь, но вскоре оклеветан бывшим соучеником, сановником Ли Сы, и принужден в тюрьме принять яд. Х.Ф. соединил и развил предшествовавшие доктрины легистов, завершив детальную разработку целостной легистской доктрины. Многие его рекомендации нашли применение в политич. практике империи Цинь и, в той или иной степени, последующих имп. династий. См. лит-ру к ст. "Хань Фэй-цзы", Легизм.
ХАНЬ ФЭЙ
ок. 280–233 до н.э.) – др.-кит. мыслитель, автор трактата "Хань Фэй-цзы", завершившего развитие школы фацзя. Принадлежал к аристократич. роду, кончил жизнь самоубийством в тюрьме. Вклад X. Ф. в теорию фацзя состоит в том, что он дополнил выдвинутые в "Шан-цзюнь шу" общие тоталитарные принципы подхода к политике (основанные на полном ее отрыве от этики) методами контроля над бюрократией, к-рые были разработаны политич. деятелем 4 в. до н.э. Шэнь Бу-хаем, и использовал даосизм (в особенности содержащуюся в трактате "Лао-цзы" критику понятий конфуцианской морали) для подведения филос. основы под политич. теорию фацзя. В частности, для обоснования политики оболванивания народа (юйминь) он воспользовался имеющейся в "Лао-цзы" мыслью о том, что невежество народа предпочтительнее образования. Введение даосских понятий в систему фацзя придало теории X. Ф. крайне противоречивый характер. С одной стороны, он взял из "шан-цзюнь шу" мысль о том, что человек по природе зол и эгоистичен и поэтому политич. деятель не должен заботиться о народе, а ради достижения единоличной власти должен обращаться с ним, как с материалом, из к-рого он создает то, что ему нужно. С др. стороны, X. Ф. заимствовал у даосов превознесение недеяния и настаивал на том, что правитель, лично не участвуя в управлении, должен лишь наблюдать за действием регулируемой тщательно разработанными законами гос. машины. Несмотря на то, что теория X. Ф., идеологически обосновывающая деспотизм, по существу чужда даосизму, призывавшему к тому, чтобы слиться с природой, сбросив оковы гос. регулирования и обществ. условностей, созданная X. Ф. амальгама фацзя с даосизмом привела к тому, что ряд положений теории фацзя вошел в позднейший даосский религ. канон. X. Ф. известен своей антирелигиозностью; он отвергал веру в духов, заявляя, что ее нельзя совместить с законом. Соч.: Хань Фэй цзи цзе ("Хань Фэй-цзы" со сводом комментариев Ван сянь-шэня), в кн.: Чжу цзы цзичэн (Собр. соч. др.-кит. мыслителей), т. 5, Пекин, 1957; The complete works of Han Fеitzu, transl, by W. K. Liao, v. 1–2, L., 1959. Лит.: Ян Юн-го, История др.-кит. идеологии, пер. с кит., М., 1957, с. 400–19; Го Mо-жо, Философы др. Китая, пер. с кит., М., 1961, с. 497–564; Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго сысян тунши (История кит. идеологий), т. 1, Пекин, 1957, с. 610–34. В. Рубин. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.