ХАЛЬБВАКС Морис

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ХАЛЬБВАКС Морис

французский математик и социолог (Реймс, 1877 — умер в депортации в Бухенвальде, 1945). Ученик Дюркгейма, профессор в Каене, Страсбурге, Париже. Изучал, в частности, проблему уровней жизни и эволюцию потребностей в обществе. Его работы, посвященные памяти, обнаруживают, что воспоминание, и в частности «локализация» воспоминаний, возможно лишь при наличии ориентиров, позаимствованных в социальной жизни (праздники, события, отразившие наши отношения с другими, и т.д.); его теория памяти как социального факта, концепция самоубийства и его связи с социальным «одиночеством» («мы тем меньше дорожим собой, когда мы лишь собой и дорожим») углубляют связь психологии и социологии, что получило большой резонанс. Его работы: «Рабочий класс и уровень жизни» (1913), «Социальные рамки памяти» (1925), «Причины самоубийства» (1930), «Эволюция потребностей рабочего класса» (1933) и др.

Источник: Философский словарь

ХАЛЬБВАКС Морис
11.3.1877, Реймс - 16.3.1945, Бухенвальд), франц. социолог, представитель социологич. школы Э. Дюркгейма. Сторонник социализма Ж. Жореса. За участие в Сопротивлении был заключен в концлагерь Бухенвальд. Начав с истории философии, X. затем исследовал гл. обр. социологич. и социально-психологич. проблемы.
Осн. работы X. посвящены проблемам потребностей, потребления, образа жизни и психологии социальных классов, гл. обр. рабочего класса. Существование классов, по X., предполагает наличие классового самосознания и обществ. иерархии, к-рая основана на определ. системе социальных ценностей: «Классы следует определять по отношению к благам, рассматриваемым как наиболее важные в каждом типе общества» («La classe ouvriere et les niveaux de vie», P., 1913, p. 111). Подвергая критике индивидуалистич. теории потребностей и потребления, X. подчеркивал необходимость рассмотрения целостной социальной структуры. Правильно отмечая роль классового самосознания в становлении и развитии классов, он недооценивал значение форм участия в обществ. произ-ве для определения классовой принадлежности.
X. смягчил антипсихологич. пафос Дюркгейма в анализе самоубийства, показав роль психич. факторов в этом явлении («Причины самоубийства» - «Les causes du suicide», 1930).
В работах по проблемам памяти X. показал, что память - не только психофизиология., но и социальная функция. Индивидуальная память существует, по X., благодаря «коллективной памяти» (воплощенной в традициях, социальных институтах и т. д.), а социальное взаимодействие - важный фактор запоминания. Социальная среда упорядочивает воспоминания в пространстве и во времени, она - источник как самих воспоминаний, так и понятий, в к-рых они воплощается. Эти положения сохраняют значение для развития социальной психологии.

Источник: Советский философский словарь

ХАЛЬБВАКС Морис
(1877, Реймс – 1945, Бухенвальд) – философ, социолог и социальный психолог, представитель социологической школы Э. Дюркгейма. Учился в лицеях Мишле и Генриха IV, где сильное впечатление на него произвели лекции А. Бергсона. Окончил Высшую нормальную школу. После защиты диссертации по философии (1901) преподавал в Гёттингенском университете. В 1905–1909 изучал политэкономию, право и математику в Сорбонне. В 1906 вступил во Французскую социалистическую партию. Член корреспондент Академии моральных и политических наук (1932); член Международного института статистики (1935); президент Французского института социологии (1938); вице-президент Французского психологического общества (1943). В 1944 был приглашен на работу в Коллеж де Франс, но тогда же был арестован гестапо и отправлен в лагерь Бухенвальд. Главная область исследований X. – социальная морфология и социальная психология; главный объект внимания – коллективная память. Согласно его концепции, память у отдельного человека возникает только в процессе его социализации; индивид, воспитанный в полном одиночестве, не имел бы памяти. Память является функцией вовлеченности личности в разнообразные социальные группы, начиная с семьи и заканчивая религиозной и национальной общностью. Даже самые личные воспоминания образуются исключительно благодаря событию коммуникации и конкретному взаимодействию индивидов в рамках определенных социальных групп (cadres sociaux), укорененных в пространстве и времени. Всеобщей памяти не бывает, как не бывает всеобщей истории в качестве «непреходящего времени» (durée). Факты истории суть пустые абстракции, которые ни для кого ничего не значат и о которых никто не помнит. История начинается там, где прошлое никем не помнится, т.е. не переживается, в той точке, где кончается традиция и распадается социальная память. Традицией X. называет всю совокупность социально организованных и последовательно объективированных форм коллективной памяти, сохраняющих идентичность социальной группы в качестве «своеобразно устроенной» и «долговечной».
Соч.: Социальные классы и морфология. М.; СПб., 2000; Социальные рамки памяти. М., 2007; La classe ouvrière et les niveaux de vie. P., 1912; Les causes du suicide. P., 1930; La morphologie sociale. P., 1938; Esquisse d’une psychologie des classes sociales. P., 1938; La topographie légendaire des Evangiles en Terre Sainte. P., 1941; La mémoire collective. P., 1950. Лит.: Becker, A. Maurice Halbwachs: intellectuel en guerres mondiales (1914–1945). P., 2003; Erinnerung und Gesellschaft. Hommage à Maurice Halbwachs (1877–1945). Wiesbaden, 2005. C.A. Мельников

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.

ХАЛЬБВАКС Морис

(11 марта 1877 – 16 марта 1945) – франц. социолог, последователь Дюркгейма, проф. социальной психологии ун-та в Страсбуре, Сорбонны и Коллеж де Франс. Участник Сопротивления, погиб в концлагере Бухенвальд. Вначале занимался историей философии, затем социологией и социальной психологией. Изучал проблемы потребления и социальной структуры населения ("Рабочий класс и уровень жизни" – "La classe ouvri?re et les niveaux de vie", P., 1913; "Эволюция потребностей социальных и трудящихся классов" – "L´?volution des besoins dans les classes sociales et ouvri?res", P., 1933). Понятие класса, по X., связано не только с профессией и размером дохода, но и определ. системой ценностей и идеалов. X. продолжил начатое Дюркгеймом социологич. изучение проблемы самоубийства. Он усовершенствовал методику исследования и показал значение в качестве причины самоубийств неприспособленности людей к новым условиям жизни, вызванной быстрым процессом урбанизации ("Причины самоубийства" – "Las causes du suicide", P., 1930). В своих исследованиях широко применял статистич. методы. Важное место в исследованиях X. занимает проблема памяти. X. различает индивидуальную и коллективную память; первая, по X., обусловлена коллективным взаимодействием; коллективная память существует наряду с индивидуальной и развивается по своим законам (см. "La m?moire collective", P., 1950, p. 36). Исходя из концепции Дюркгейма о коллективных представлениях, к-рые подчиняют себе психику индивида, X. видит явления памяти прежде всего в наличии обществ. институтов, традиций, обычаев, верований и т.д. Воспоминания возникают не сами по себе, а лишь под влиянием требований "извне", исходящих от общества: наше окружение есть источник воспоминаний, оно определяет необходимость воспроизведения, создает вехи, точки отсчета для упорядочения воспоминаний во времени и пространстве. Воспоминания других, проявляющиеся в акте коммуникации, есть опора и для воспоминаний индивида. Благодаря использованию общих понятий, в первую очередь времени и пространства (последние, согласно школе Дюркгейма, – результат обществ. сознания), человек в акте воспоминаний не может отдифференцировать образ, локализованный в месте и времени, от социального опыта своего окружения. Единств. случай – состояние сна – где появление образов не обусловлено непосредственно воздействием среды и где поэтому нет никакого их упорядочивания, есть не проявление памяти, а ее отрицание. Все это, по мнению X., ставит под сомнение традиционное представление о механизмах памяти как о репродукции следов или "перевода" воспоминания из бессознательного в сознание; по X., индивид не репродуцирует, а реконструирует прошлое при познании настоящего. "Социальные рамки памяти" ("Les cadres sociaux de la m?moire", P., 1925) – это не "пустые формы", заполняемые суммой индивидуальных воспоминаний, и не только насильств. навязывание "извне", но гл. обр. механизм, инструмент, с помощью к-рого коллективное сознание воздействует на индивида. Концепция X. нашла продолжение гл. обр. в работах о памяти франц. психологов и психопатологов (П. Жане, Ж. Деле). Соч.: Leibniz, P., 1907; La th?orie de l´homme moyen, essai sur Qu?telet et la statistique morale, P., 1913; Les origines du sentiment religieux d´apr?s Durkheim, P., 1925; Morphologie sociale, P., 1938; La m?moire collective, P., 1950; Esquisse d´une psychologie des classes sociales, P., 1955 (англ. пер., L., 1958); в рус. пер. – Возникновение религ. чувства по Дюркгейму, в сб.: Происхождение религии в понимании бурж. ученых, М., 1932. Лит.: Рубинштейн С. Л., Принципы и пути развития психологии, М., 1959, с. 308–31; Беккер Г., Босков ?., [сост.], Совр. социологич. теория в ее преемственности и изменении, пер. с англ., М., 1961, с. 449, 728–30; Friedmann G., M. Halbwachs, "Europe", 1946, No l, p. 45–54. M. Роговин. Москва. О. Тутунджян. Ереван.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
190.65 кб

Морис Хальбвакс: культурные аспекты памяти

Романовская Евгения Васильевна
М.
Читать PDF
70.92 кб

Теория социальных классов Мориса Хальбвакса

Козлова Лидия Викторовна
В статье рассматриваются основные положения теории социальных классов Мориса Хальбвакса, изложенные в работе “Социальные классы и морфология” (1942): раскрывается понятие класса как объекта коллективного представления, подвергаютс
Читать PDF
415.70 кб

Память как культурно-исторический феномен в работах Мориса Хальбвакса

Сабанчеев Рустам Юнусович
В статье рассматривается концепция социальных рамок памяти Мориса Хальбвакса, оказавшая значительное влияние на французскую и общеевропейскую историческую мысль.