ХАКК

Найдено 1 определение
ХАКК
широко используемое в арабо-мусульманской теоретической мысли понятие, букв, означающее «право», но имеющее также значения «истина», «истинное», «утвержденное», «неотъемлемое», «необходимое»; в религиозно-доктринальной и этической мысли тесно связано с ваджиб (обязательное). Здесь понятие «X.» не противопоставляется, с одной стороны, «обязанности» (так что X.-право не понимается как область свободы от обязательного и возможность выбора), а с другой стороны, не предполагает противопоставления «меня» и «другого» (когда другие обязаны соблюдать мои права, и наоборот). Это понятие соединяет смыслы «утвержденность» и «необходимость», а также «принадлежность»: X. - это то, что «утверждено как необходимо-принадлежащее». Особое содержание, к-рое мыслится в понятии «X.», предполагает его понимание как двувалентного, а не одновалентного понятия. «Обладателем» права является не одно лицо, а две стороны, когда они вступают между собой в определенное отношение: право оказывается как бы одним на двоих, причем две стороны не противопоставляются в этом связывающем их едином отношении права (когда можно было бы сказать: «Мое право — твоя обязанность»), но разделяют его. Хотя араб. теория оперирует понятиями «право X», где Сможет быть некоторым лицом или вещью, такие выражения предполагают двусторонние отношения и обязательства. Напр., можно говорить о «праве мудрости» (X. ал-хикма), к-рое состоит в том, что мудрость должна быть передаваема тем, кто ее заслуживает, и укрываема от тех, кто ею не должен обладать: двустороннее отношение мудрость - мудрец предполагается «правом мудрости». «Права армии» (хукук ал-джайш) определяют как действия самой армии в различных ситуациях, т.е. то, что мы бы считали «обязанностью самой армии», так и действия в отношении армии (что мы бы обозначили как «обязанность в отношении армии»), причем эти две стороны не разделяются между отдельными категориями и имеют смысл только в своей слитности. Понятие «права Бога» (хукук аллах), одно из основных в фикхе (см. Мусульманская этика), включает не право Бога быть объектом поклонения (как это трактует, скажем, Августин, говоря о понятии «справедливость»), когда само поклонение оказывалось бы обязанностью людей, и они, поклоняясь Богу, отдавали Ему должное, но взаимное отношение людей и Бога в тех вопросах, к-рыс не могут быть рассматриваемы как взаимоотношение человека и человека: Бог оказывается второй стороной там, где в качестве таковой не может выступать человек (см. И см). Поскольку понятие «X.», как оно понималось в арабо-исламской мысли, включает в себя обязанности обеих сторон некоего отношения и не предполагает дихотомизацию и отделение обязанности, уважение права другого оказывается неотделимо от соблюдения собственного права. Коль скоро я нахожусь с другим в таком отношении, когда я могу затрагивать его права, оказывается, что его права включают и меня, и мое собственное право. Понятие «X.» сополагается с понятием «ваджиб» и предполагает его во множестве смысловых переходов. Обязательное — это прежде всего то, благодаря чему система подобных прав оказывается правильно выстроенной. Структура общественных отношений — это структура подобных прав, где каждое представлено как некое взаимоотношение между человеком и человеком или человеком и Богом. Без совершения обязательных действий эта структура не может быть правильной («здоровой», см. Сихха). Смысл нравственных императивов, с этой т.з., заключается в том, чтобы поддержать правильную выстроенность структуры общественных отношений. Этому вполне соответствует и понятие «справедливость» (см. Лдала) в арабо-исламской мысли: «отдание каждому должного» предполагает образование правильной структуры подобных прав, в к-рых гармонично сочетаются права и обязанности сторон. Задачей практических моральных рассуждений, составляющих содержание адаба, является формулировка конкретных рецептов поведения, к-рое бы соблюдало такую «правильность прав» тех или иных элементов общественной структуры. Л.В.Смирнов

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001