араб. термин, означающий «благо».
В Коране употребляется в смысле, близком кманфаа (польза).
В схожем значении фигурирует в одном из главных положений суннитского исповедания веры (акйда): «Все благо и зло в судьбе людей — от Бога».
В философии термин «X.» был использован для передачи античного понятия «благо», преимущественно в его неоплатоническом варианте.
В арабоязычной перипатетической традиции (ал-Фараби. Ибн Сйна и др.) под абсолютным благом (ал-хайр ал-мутлак) понимается Первоначало, Бог; прочие вещи обладают своей «благой природой» (хайриййа) относительно, заимствуя ее от Первоначала.
В суфизме «благо» отождествляется с понятием «существование» (вуджуд), и любая вещь является благой в абсолютном смысле, как воплощение Бога, но может считаться дурной в соответствии со вкусами, привычками или обычаями людей. А.В.Смирнов