ХАЙДЕГГЕРМартин
ХАЙДЕГГЕРМартин
(1889 - 1976) - немецкий философ, экзистенциалист. Основная философская программа Хайдеггера представлена в «Бытии и времени» (1927) фундаментальной онтологией, главной задачей которой является сосредоточение внимания на проблеме смысла бытия. Хайдеггер убежден в том, что необходимо подвергнуть деструкции («разбору») всю европейскую философскую традицию как «метафизическую» с тем, чтобы отыскать продуктивный путь к «истине бытия». Инструментом этой деструкции становится у него феноменология, из чего следует и феноменологический характер его трактовки проблемы. Фундаментальная онтология, по мысли Хайдеггера, должна была стать основой универсальной ОНТОЛОГИИ, имеющей дело с бытием вообще. Однако он так и не завершил этот мыслительный проект: из двух частей задуманной им работы в «Бытие и время» вошли только «Введение» и два первых раздела - «Подготовительный фундаментальный анализ присутствия» и «Присутствие и временность». Остальная работа была непосредственно продолжена им в лекционных курсах «Основные проблемы феноменологии» (1927), «Кант и проблема метафизики» (1929) и др. Хайдеггер видит освобождение горизонта для интерпретации смысла бытия в онтологической аналитике Dasein - человеческого присутствия (здесь-бытия, бытия-вот), ибо только человеку изначально «открыто» бытие и только через человеческое бытие, вопрошающее о смысле, может быть понято и осмыслено бытие как таковое. Описание структуры Dasein осуществляется Хайдеггером посредством «экзистенциалов» - историчность, заброшенность, покинутость, усредненность, решимость, вина, смерть и др., подчеркивающих специфичность человеческого бытия как экзистенции. Экзистенция, будучи конечной, «бытием-к-смерти», выступает как экзистенция, «нахождение вовне». Человеческое бытие в его целостности характеризуется Хайдеггером как забота (sorge), включающая «бытие-в-мире» («заброшенность» в мир), «бытие-при-внутримировом-сущем» («обреченность вещам») к «забегание вперед» («проект», выбор самого себя, своя возможность) - характеристики, одновременно оказывающиеся модусами времени (прошлое, настоящее, будущее). Чрезмерная приверженность настоящему, погруженность в повседневность, заслоняющая от человека его конечность, является неудачей Dasein открыто противостоять своим собственным возможностям. Такая экзистенция определяется Хайдеггером как неподлинное (неаутентичное) бытие и характеризуется им в терминах das Man (безличности, усредненности); последнее влечет за собой также неподлинный способ философствования, отождествляющий бытие с сущим, а мир - с «внутримировым сущим». Однако решающим в определении Dasein оказывается то, что оно вовлекает время. Хайдеггеровское понимание времени не имеет ничего общего с физическим временем, состоящим из моментов «теперь»; время Dasein неизбежно оказывается временем сознания, побуждением к будущему, темпоральным становлением. Будущее является набором открытых возможностей, но человек в равной степени должен признавать свою историчность, конечность и реальность смерти. Аутентичное бытие предполагает это признание, а Angst (тревога, или страх) показывает нам, что по ту сторону человеческого существования просто ничего нет. После так называемого «поворота» (Kehre) в начале 30-х гг. начинается второй период философской деятельности Хайдеггера, сосредоточивающегося теперь на осмыслении бытия как истины (алетейк, непотаенности) и события. Путь к «истине бытия» пролегает через преодоление метафизики, берущей свое начало у Парменида и Платона и завершающейся провозглашением нигилизма у Ницше. Нигилизм - это плата за забвение европейским мышлением онтологической разницы между бытием и сущим, а потому преодоление метафизики мыслится как возвращение к нереализованным возможностям европейской культуры, которые он усматривал в греческом мышлении досократовского периода, еще пребывающем в «истине бытия». В многочисленных эссе и лекциях Хайдеггер также вводит темы техники, мира и языка, обращается к анализу поэзии и искусства как «хранителей бытия».
Источник: Краткий философский словарь 2004