ГУССЕРЛЬ Э.: ВРЕМЯ В ФЕНОМЕНОЛОГИИ

Найдено 1 определение
ГУССЕРЛЬ Э.: ВРЕМЯ В ФЕНОМЕНОЛОГИИ
Феноменология Э. Гуссерля1 - философское учение, основанное на субъективистской гносеологической позиции. Задача феноменологии, согласно Гуссерлю, заключается в изучении того, как феноменологический мир сознания конституируется2 в осознаваемый человеком как существующий вне и независимо от его сознания воспринимаемый и познаваемый им мир. Поскольку конституирование феноменального мира «непосредственно воспринимаемых» предметов и процессов - это временнуй процесс, причем само время нуждается в объяснении, а «объективное время» должно быть конституировано на основе внутреннего времени сознания, то вполне понятно, что время обретает в феноменологии чрезвычайно важное значение1. Как пишет Гуссерль, феноменологический анализ сознания времени прежде всего предполагает «полное исключение каких бы то ни было допущений, установлений и убеждений относительно объективного времени (всех трансцендирующих предположений о существующем)»2. Поэтому он предупреждает, что из разговоров об анализе сознания, о временном характере предметов восприятия, памяти, ожидания кому-то может показаться, что уже как будто допускается объективное течение времени и затем, по существу, изучаются только субъективные условия возможности интуитивного постижения времени (Zeitanschauung) и непосредственного (eigentlich) познания времени. «Однако, - отмечает Гуссерль, - то, что мы принимаем (hinnehmen), не есть существование времени мира, существование длительности какой-либо вещи и т.п., но - являющееся время, являющаяся длительность как таковые. Это, однако, суть абсолютные данности, в которых было бы бессмысленно сомневаться. Затем мы допускаем, конечно, и существующее время, однако это не есть время мира опыта, но имманентное время протекания сознания. То, что сознание процесса звучания, мелодии, которую я как раз слышу, обнаруживает последовательность, - в отношении этого мы обладаем очевидностью, которая делает бессмысленным каждое сомнение или отрицание» (Там же, с. 6-7). Вместе с тем, отказываясь от «естественной установки» и воспринимаемого с позиции этой установки объективно-реального мира, Гуссерль особо подчеркивает, что он не отрицает этот мир, как если бы был софистом, и не подвергает его существование сомнению, как если бы был скептиком, а просто совершает феноменологическое эпохе (греч. ????? - воздержание от суждений), т.е. обязуется не рассматривать и не обсуждать полученные с позиции «естественной установки» знания. Совершая феноменологическое ?????, Гуссерль надеется, что ему удастся конституировать весь воспринимаемый и познаваемый человеком мир на других основаниях, а именно на основе самих непосредственно воспринимаемых вещей, каковыми являются феномены сознания. Но для этого необходимо освободиться от всех произвольных положений «естественной установки» и полностью очистить сознание, так, чтобы объектами познания остались только возникающие в чистом сознании воспринимаемые «вещи» (отсюда призыв Гуссерля «назад к вещам»). Такой полный отрыв содержания сознания от идеально воспроизводимого в сознании внешнего материального мира и от являющихся материальными основами и механизмами сознания материальных структур и процессов мозга может существенно продвинуть познание субъективного мира человека, но делает весьма сомнительным возмож ность конституирования объективно-реальной действительности. Нет сомнений в том, что у человека действительно имеется внутреннее субъективное время и вполне разумно сосредоточить внимание на его переживании и осознании человеком, что имеет место в «Феноменологии внутреннего сознания времени». Результаты, изложенные Гуссерлем в этом произведении, весьма ценны. Они раскрывают структуру восприятия и переживания человеком текущего момента настоящего времени, именуемого Гуссерлем «теперь». Действительно, непосредственно переживаемое человеком «теперь» не может быть оторвано от прошлого и будущего. В «теперь», с одной стороны, удерживается некоторое время содержание уже уходящих в прошлое предыдущих «теперь», именуемых Гуссерлем «ретенциями» (лат. retention - задержка) а, с другой - в «теперь» как бы предвосхищается содержание еще не наступивших, но уже наступающих моментов будущего времени, именуемых «протенциями» (лат. protentio - предвосхищение). Таким образом, непосредственно переживаемые человеком моменты «теперь», согласно Гуссерлю, имеют как бы некоторую «объемность» за счет протяженности в прошлое и будущее, что нередко интерпретируется как трехмерность текущего момента настоящего времени. Вместе с тем примыкающий к «теперь-точке» направленный в прошлое ретенциальный «шлейф и направленные в будущее протенции образуют линейное время. Такое представление о структуре текущего момента настоящего времени позволяет многое объяснить в восприятии человеком времени. Но феноменологический подход к анализу времени затрудняет понимание сущности времени и его течения. Поскольку сознание времени рассматривается изолированно от материальных процессов, то источником течения времени не может быть движение материи и его приходится искать в идеальном содержании самого сознания. Этим, на наш взгляд, объясняется введение Гуссерлем представления о существовании самого глубинного, имманентно присущего сознанию уровня времени, своего рода недоступного для осознания неподвижного «теперь» имманентного времени, относительно которого текут два более высоких уровня времени, а именно: непосредственно воспринимаемая цепочка «ретенция-теперь-протенция» феноменологического времени и конституируемое течением феноменологического времени объективное время, связанное с феноменальным миром непосредственно воспринимаемых «вещей»1. Сегодня выясняется информационная природа процессов и явлений сознания, выявляется связь их течения с движением материальной субстанции информационных процессов мозга и становится понятно, как с материальными движениями информационных процессов связано течение субъективного времени. В сознании человека представлено идеальное содержание информационных структур и процессов головного мозга, источник же движения идеального содержания сознания, т.е. материальная компонента информационных процессов мозга, остается неосознаваемой. Анализ информационных основ и механизмов субъективного времени («Субъективное время») показывает, что непосредственно переживаемое время - это бытийное субъективное время, связанное с чувственным, наглядно-образным восприятием объективно-реальной действительности и с заполнением оперативной и долговременной памяти индексированным во времени содержанием. Бытийное субъективное время, как и гуссерлевское феноменологическое время, обладает совершенно иной метрикой, чем метрика объективного физического времени, и не может измеряться никакими хронометрами. Поэтому, анализируя феноменологическое время, невозможно конституировать объективное время физического мира. С физическим временем материального мира связано гносеологическое субъективное время, но поскольку в основе последнего лежит информационное время не контролируемых сознанием процессов параметрического моделирования будущих состояний окружающего мира и программированием предстоящего поведения, действий и деятельности, то оно проявляется в сознании человека в готовом виде как элемент познавательного отношения к процессам и явлениям внешнего мира. Поэтому гносеологическое субъективное время невозможно вывести на основе феноменологического анализа сознания внутреннего времени, а следовательно, и конституировать равномерно текущее в соответствии с критерием равномерности физического времени объективное время. Феноменологический анализ внутреннего сознания времени позволяет изучать структуру непосредственно текущих моментов «теперь» бытийного субъективного времени, в котором человек переживает и осознает собственное бытие, со-бытие с ним других людей и сосуществование с ним окружающего феноменального мира. Ритмика этого феноменологического (или бытийного субъективного) времени зависит от событийной (информационной) насыщенности жизни человека, его эмоционального состояния и других субъективных факторов. Феноменологическое время, будучи спроецированным на непосредственно воспринимаемый человеком феноменальный мир, вызывает у него ощущение зависимости течения объективного времени от таких субъективных факторов, как эмоциональное состояние (например, стресс, шоковое состояние), состояние здоровья и т.п. Феноменология внутреннего сознания времени не может дать никаких оснований для измерения времени обычными хронометрами, поскольку синхронизированное с течением физического времени гносеологическое субъективное время имеет не поддающиеся (может быть, пока не поддающиеся) феноменологическому анализу источники и механизмы формирования. Поэтому для того чтобы в рамках феноменологии конституировать подчиняющееся критерию равномерности физического времени «объективное время», или, точнее, гносеологическое субъективное время, необходимо было бы каким-то образом распространить феноменологический анализ на второй источник субъективного времени, связанный с программированием поведения и деятельности человека. Но это вряд ли возможно без выхода из феноменального мира человеческого сознания в материальную область информационных структур и процессов головного мозга человека. См.: «Субъективное время». лит.: Гуссерль Э. Собр. соч. Т. I. Феноменология внутреннего сознания времени. - М.: Изд-во «Гнозис», 1994. - 192 с. Роберт Достал. Время в феноменологии у Гуссерля и Хайдеггера // Мартин Хайдеггер. - Санкт-Петербург: Изд-во РХГИ, 2004. С. 186-217. Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. - М.: Высшая школа, 1988. Гл. II. Критический анализ понятия времени, сознания и рефлексии в феноменологии. С. 42-89. Свасьян К.А. Феноменологическое познание. - Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1987. Ильгиз А. Хасанов

Источник: Время как объективно-субъективный феномен