Гуситы

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Гуситы
последователи Яна Гуса. Следуя учению Гуса, желали изменить церковную и общественную жизнь по раннехристианскому образцу. В области церковной жизни гуситы требовали богослужения на национальном языке, большего участия мирян в церковной жизни, причащения мирян под двумя видами, т.е. под видом хлеба и вина, а не только хлебом, как положено в латинской мессе, требовали "дешевой" Церкви. В общественной жизни гуситы считали, что сохранение существующей власти возможно лишь в случае, если власти подчинятся требованиям Евангелия, в противном случае возможно неповиновение подданных. Спор о форме неповиновения расколол гуситов на "таборитов" и "умеренных" ("чашники", "ультраквисты").

Источник: Философия политики: глоссарий

ГУСИТЫ
участники антифеод. нац.-освободит, движения в Чехии, последователи Яна Гуси. Соц. состав Г. - крестьянство, плебейские слои города, бюргерство, среднее и мелкое дворянство. Г. выступили с требованием секуляризации церк. владений, ослабления поли-тич. влияния католич. церкви. Против католич. духовенства было направлено требование Г. причащать мирян не только хлебом, но и вином из чаши, что было привилегией духовенства. Пестрота соц. состава Г. обусловила их деление на 2 лагеря. Бюргерский лагерь, или чашники, выдвинул умеренную программу, сводившуюся к требованию «дешевой церкви», расширению светского землевладения за счет церковного, изгнанию нем. феодалов. Крестьян-ско-плебейский лагерь, или габариты. выдвинул более радикальную антифеод, программу. Католич. церковь после неудачных крест, походов против Г. столкнула чашников с таборитами; в 1434 табориты были разбиты. Движение Г. расшатало устои католич. церкви и феодализма, способствовало подъему чеш. культуры.

Источник: Атеистический словарь

Гуситы
участники антифеодального национально-освободительного движения в Чехии, последователи вождя чешской Реформации Яна Гуса (сожжен в 1415 г.). Социальный состав Г. — крестьянство, плебейские слои города, бюргерство, среднее и мелкое дворянство. В 1419 г. в Чехии началось широкое революционное антифеодальное национально-освободительное движение (Чехия тогда находилась под властью т. н. «священной Римской империи»). Г. выступили с требованием секуляризации церк. владений, ослабления политического влияния католич. церкви. Против католич. духовенства было направлено требование Г. причащать мирян не только хлебом, но и вином из чаши, что было привилегией духовенства. Пестрота социального состава Г. обусловила их деление на два лагеря. Бюргерский лагерь, или чашники, выдвинул умеренную программу, сводившуюся к требованию «дешевой церкви», расширению светского землевладения за счет церковного, изгнанию нем. феодалов. Крестьянско-плебейский лагерь, или табориты (по назв. укрепленного лагеря на горе Табор), выдвинул более радикальную антифеод. программу. Они добивались ликвидации феодального строя, имущественных различий, раздела церк. земель между крестьянами. Табориты отрицали обрядность, многие догматы католич. церкви, церк. постановления, евангелия, ибо «закон Христа будет записан в сердце каждого»; выдвинули учение о начавшемся насильственном мировом перевороте, в результате к-рого восторжествует добро. Католич. церковь после неудачных крестовых походов против Г. столкнула чашников с таборитами; в 1434 г. табориты были разбиты. Движение Г. сыграло прогрессивную роль: оно расшатало устои католич. церкви и феодализма, способствовало подъему чешской культуры.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

ГУСИТЫ
участники нар. антифеод. движения в Чехии, направленного в первую очередь против нем. императорской власти, нем. дворянства, а также против католич. церкви и папства. Назывались по имени Яна Гуса, идеи и авторитет к-рого пользовались широким признанием среди Г. Осн. ядро и наиболее революционно настроенную часть движения составляли крестьяне и плебеи. Центром их лагеря стал Табор, где в июле 1419 собралось ок. 42 тыс. чешских крестьян и городской бедноты (см. Табориты). К ним примкнули бюргеры и мелкая шляхта, желавшие положить конец нем. засилью и могуществу католич. духовенства. Временными попутчиками движения была часть панов. Бюргеры, шляхта и паны боролись за захват богатств католич. церкви под знаменем гуситской реформации.
Они составили умеренное крыло Г., получившее название чашников, или каликстинцев (от лат. calix - чаша), т. к. одним из их требований было причащение всех верующих не только хлебом, но и вином из чаши, что в католицизме является привилегией духовенства. Крайнее левое крыло Г. составили, по определению К. Маркса, «народно-революционные, евангелически-коммунистически-республиканские» секты (Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. Т. VI, с. 224), вождями к-рых были Петр Каниш, Ян Быдлинский, Мартин Гуска. Выражая интересы гор. и сельской бедноты, эти секты требовали уничтожения частной собственности. Католич. церковь и феод. власти обрушили на Г. репрессии. В 1418 папа Мартин V издал буллу против Г., в к-рой подверг чехов грубейшим оскорблениям. В 1420—1431 папа и император организовали пять крестовых походов против Г. Однако чешская нар. армия, созданная под руководством талантл. полководца и организатора Яна Жижки (после смерти Жижки ее возглавил Прокоп Большой), сумела разбить крестоносцев, перешла в наступление, вступила на территорию Австрии, Саксонии, Баварии, Венгрии, вышла к берегам Балт. моря (1433). Потерпев неудачу в открытом бою, феод.-католич. лагерь поставил своей задачей расколоть Г. На Базельском церк. соборе было подписано соглашение с чашниками, по к-рому за ними была признана собственность на захваченные ими церк. земли и допускалось отправление реформированного культа (проповедь на чешском яз., причащение всех верующих хлебом и вином). После этого чашники выступили против таборитов и разбили их в бою под Липанами (1434). Гуситское движение как антифеод. крест, война закончилось поражением, но оно сыграло большую прогрессивную роль в истории Чехии. Гуситская церковь сохранилась в Чехословакии до наст. вр.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.