ГУСИНООЗЕРСКИЙ ДАЦАН
ГУСИНООЗЁРСКИЙ ДАЦАН
буддийский монастырь в Бурятии, основанный в 1741 г. как резиденция (наряду с Цонгольским дацаном) главы буддистов Забайкалья — хамбо-ламы. С 1809 г. становится центром управления буддийского монашества, при котором с 1861 г. существовали образовательное религиозно-философское учреждение (цаннит-чойра) и книгопечатня. Монастырь состоял из 17 больших и малых храмов и других зданий, келий. В 1938 г. дацан закрыли, большинство храмов разрушили и разграбили. В 1957–1963 гг. монастырь был частично восстановлен, но община при нём возродилась лишь в 1990 г. Ныне дацану вернули прежнее название — Тамчинский. В 1991 г. все отстроенные сооружения в нём были освящены Далай-ламой XIV.
ГУСИНООЗЕРСКИЙ ДАЦАН
тиб. название — Даши Гандан Даржалинг) — ламаистский монастырь в Бурятии. Основан в 1741. Реставрирован в 1853. Божество-охранитель Г. д.— Лхамо. Монаст. комплекс Г. д. включал 17 больших и малых храмов. С самого основания (наряду с Цонгольским дацаном) был резиденцией хамбо-ламы. С 1809 официально становится центром управления будд. духовенства на терр. Забайкалья. При Г. д. действовала филос. школа цаннит (чойра) (см. Цаннит чооре), основанная в 1861. Культ и система образования — монг. (ургинская). Г. д. издавал книги на тиб. и монг. языках. В 1938 Г. д. был закрыт, часть его храмов разрушена, культовые предметы частично попали в музеи Улан-Удэ, многое просто исчезло. Осн. храмы Г. д. (Цогчин, Чойра, Деваджин, Аюши) сохранились. В 1957—63 велись реставрац. работы, по завершении к-рых храм Деваджин был перенесен в Музей дерев. зодчества Бурятии в пригороде Улан-Удэ, называемом Верхняя Березовка, а храм Аюши — в Историко-архитектурный музей Сиб. отд. АН СССР в Новосибирске. Уцелевшие на месте храмы Цогчин и Чойра продолжали пребывать в забвении. В 1990 начала возрождаться гусиноозерская будд. община, к-рая совместно с энтузиастами архитекторами пытается восстановить Г. д. как центр бур. будд. культуры и как архит.-худож. памятник. Ему возвращено его старое название — Тамчинский. В июле 1991 в связи с торжествами по случаю 250-летия официального признания буддизма в России его посетил и освятил далай-лама XIV. Л. Л. Абаева
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь