ГУСЕЙНОВ Абдусалам Абдулкеримович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ГУСЕЙНОВ Абдусалам Абдулкеримович
Родился 8 марта 1939 г. в ауле Алкадар, Дагестанская АССР. Окончил философский факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1961), аспирантуру там же (1964). В 1965-1987 гг. ассистент, ст. препод., доц., проф. МГУ. С 1987 г. зав. сектором этики, с 1989 г. зав. отделом, с 1996 г. зам. директора, с 2001 г. первый зам. директора, с 2006 г. директор Института философии РАН. С 1996 г. кафедрой этики философского факультета МГУ. В 1964 г. защитил кандидатскую диссертацию «Условия происхождения нравственности». В 1977 г. защитил докторскую диссертацию «Социальная природа нравственности». Академик РАН (2003; член-корреспондент с 1997). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (2003). Сформулировал гипотезу о стадиальном происхождении нравственности, взяв за критерий обособление индивида от родо-племенной общности в качестве самодеятельной личности. Первым в отечественной философии исследовал золотое правило нравственности. Предложил новую систематизацию истории этических учений. Показал, что насилие и ненасилие следует интерпретировать не только как альтернативные варианты, но и как исторически последовательные стадии в борьбе за соц. справедливость; интерпретировал ненасилие как конкретизацию принципа любви. Предложил интерпретацию важнейших этико-нормативных программ как различных версий решения одной и той же проблемы единства добродетели и счастья. Конкретизировал понятие моральной демагогии. Развил негативное понятие морали: специфика морали связана с модальностью сослагательного наклонения; безусловность морали приобретает практическую действенность в форме запретов и негативных поступков.
Основные публикации: Проблема происхождения нравственности // Философские науки. 1964. № 3; Социальная природа нравственности. М., 1974; Золотое правило нравственности. М., 1979 (2-е изд. 1982, 3-е изд. 1988); Этика Аристотеля. М., 1984; Краткая история этики. М., 1987. В соавт.; Мораль и насилие // Вопросы философии. 1990. № 5; Благоговение пред жизнью: евангелие от Швейцера // Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992; Учение Л. Н. Толстого о непротивлении злу насилием // Свободная мысль. 1994. № 6; Великие моралисты. М., 1995; Язык и совесть. М., 1996; Сослагательное наклонение морали // Вопросы философии. 2001. № 5; Философия. Мораль. Политика. М., 2002; Античная этика. М., 2003; Идея абсолютного в морали. М., 2004; Философия учит жить достойно // Вестник Российского философского общества. 2005. № 4; Негативная этика. СПб., 2007; Философия как утопия для культуры // Вопросы философии. 2009. № 1; Что говорил Кант, или Почему невозможна ложь во благо? // О праве лгать. М., 2011; Философия – мысль и поступок. СПб., 2012; Мораль как предел рациональности // Рациональность и её границы. М., 2012; Что я должен не делать? // Философский журнал. 2012. № 2; Философия как этический проект // Вестник Российского философского общества. 2013. № 3.

Источник: Философы современной России. 2015 г.

ГУСЕЙНОВ Абдусалам Абдулкеримович
(р. 8.3.1939) — спец. по этике; д. филос. н., проф. Академик РАН (2003), д. ч. ряда обществ, академий. Р. в с. Алкадар (Дагестан). В 1961 окончил филос. ф-т МГУ, в 1964 — асп. того же ф-та. С 1965 по 1987 преподавал филос. и этику в МГУ. С 1987 — зав. сектором этики ИФ АН СССР (ныне РАН), затем рук. Центра этич. иссл., зав. отделом, зам. директора (с 1996), директор (с 2006) того же ин-та, одновременно (с 1996) зав. кафедрой этики филос. ф-та МГУ. Ведет разнообразную науч.-организационную работу, являлся инициатором многих обществ, и изд. проектов, среди к-рых — создание научно-просветительского центра «Этика ненасилия», вып. альманахов «Этическая мысль» (1988, 1990, 1991, 2000, 2001), кн. сер.«Библиотека этической мысли», Энциклопедического словаря по этике, изд. ряда класс, текстов и колл. трудов. Г. является зам. преде, научно-редакционного совета «НФЭ» в 4 т. (М., 2000-01), преде, секции этики и членом президиума РФ О, соредактором кн. «Диалог культур в глобализирущемся мире: мировоззренческие аспекты». М., 2005. Канд. дисс. — «Условия происхождения нравственности» (1964). Докт. дисс. — «Социальная природа нравственности» (1977). Г. сформулировал гипотезу о стадиальном происхождении нравственности, взяв за критерий обособление индивида от родо-племенной общности в качестве самодеятельной личности. Он первым в отеч. филос. в начале 1970-х исследовал золотое правило нравственности как наиболее точное выражение специфики моральной регуляции, способствовал его популяризации в об-ве (см. работу «Золотое правило нравственности»). Исходя из единства теор. содержания и нормативных целей этики, Г. предложил свою систематизацию ист.-этич. процесса, в к-рой античная этика предстает по преимуществу как учение о добродетелях, средневековая этика — как учение о благах, а этика Нового времени представляет собой разл. опыты теор. синтеза двух фундаментальных характеристик морали: произвольности и общезначимости (см. работы «Введение в этику», «Краткая история этики»). В конце 1980-х Г. возглавил новое направление иссл. работы — этика ненасилия; показал, что насилие и ненасилие следует интерпретировать не только как альтернативные варианты, но и как исторически последовательные стадии в борьбе за соц. справедливость; интерпретировал ненасилие как такую конкретизацию принципа любви, к-рая блокирует возможности его морализирующей фальсификации (см. цикл теор. статей в ж. ВФ за 1991—96 гг., а также работы по филос. Л. Н. Толстого). Проф. Г. награжден дипломом ЮНЕСКО за 1996 с вручением медали Махатмы Ганди «за выдающийся вклад в развитие толерантности и ненасилия». Г. предложил оригинальную интерпретацию важнейших этико-нормативных программ как разл. версий решений одной и той же проблемы единства добродетели и счастья (см. работу «Великие моралисты»), конкретизировал понятие моральной демагогии (см. цикл статей на эту тему). Им разрабатывается этич. теория, призванная соединить абсолютность нравств. закона с неповторимостью (единственностью) каждого морального поступка. Осн. положения этой теории состоят в следующем: специфика морали связана с модальностью сослагательного наклонения; моральные мотивы имеют своим предметом не содержание поступка, а его возможность и образуют особый (вторичный, контрольный) уровень мотивации; безусловность морали приобретает практич. действенность в форме запретов и негативных поступков. Лауреат Государственной премии в области науки и техники за 2003 г.
Соч.: Проблема происхождения нравственности (на материале развития института кровной мести) // ФН. 1964. № 3; Золотое правило нравственности // Вестник МГУ. 1972. № 4; Социальная природа нравственности. М., 1974; Золотое правило нравственности. М., 1979 (2-е изд. - 1982, 3-е изд. - 1988); Моральность личности: характер детерминации // Моральный выбор. М., 1980; Предмет этики // Марксистская этика. Уч. пособие. 2-е изд. М., 1980; Этика Аристотеля. М., 1984; Краткая история этики. (В соавт.). М., 1987; Мораль и насилие // ВФ. 1990. № 5; Двухуровневая структура ценностей в стоической этике // Этика стоицизма: традиции и современность. М., 1991; Этика ненасилия // ВФ. 1992. № 3; Благоговение пред жизнью: евангелие от Швейцера. (Послесловие) // А. Швейцер. Благоговение перед жизнью. М., 1992; Понятия насилия и ненасилия // ВФ. 1994. № 6; Учение Л. Н. Толстого о непротивлении злу насилием // Свободная мысль. 1994. № 6; Великие моралисты. М., 1995; Язык и совесть. М., 1996; Этика. (В соавт.). М., 1998; Сослагательное наклонение морали // ВФ. 2001. № 5; Закон и поступок (Аристотель, Кант, Бахтин) // Этическая мысль. М., 2001; Философия. Мораль. Политика. М., 2002; Античная этика. М., 2003; Идея абсолютного в морали. М., 2004; О назначении философии (Заметки в связи с девяностолетним юбилеем академика Т. И. Ойзермана) // Философия и история философии. Актуальные проблемы к 90-летию Т. И. Ойзермана. М., 2004; Die neue Stellung der Wissenschaft: ethische Aspekte // Zeitschrift f. Wissenschaftsforschung. Graz, 1989; Soviet ethics and new thinking // In the interest of peace. A spectrum of philosophical views. N. Hampshire. 1990; Zur Geschichte und aktuellen Situation der Ethik in der Sowjetunion // Studies in Soviet Thought. 42. 1991; Die Idee des Absoluten als Bedingung der Moglichkeit von Moral // Der Mensch und seine Frage nach dem Absoluten. Munchen, 1994; [Полную библиографию научных трудов А. А. Гусейнова (1961-1998) см. в кн.: «Этика: новые старые проблемы. К шестидесятилетию А. А. Гусейнова». М., 1999].

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
84.70 кб

Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов: Общество потребления «за» и «против»

Зиновьева Ольга Мироновна
В марте 2009 г. директору Института философии РАН академику РАН Абдусаламу Абдулкеримовичу Гусейнову исполнилось 70 лет.