ГУРЕВИЧ ПАВЕЛ СЕМЕНОВИЧ
ГУРЕВИЧ ПАВЕЛ СЕМЕНОВИЧ
(р. 1933) - отечественный философ и культуролог, специалист в области философии культуры, антропологии и психологии. 1. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995. 2. Он же. Философская антропология. М., 2001. 3. Он же. Философия психологии. М., 2004.
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.
ГУРЕВИЧ Павел Семенович
Родился в 1933 г. в г. Улан-Удэ, Бурятская АССР. Окончил историко-филологический факультет Уральского госуниверситета (1955). Работает в Институте философии РАН с 1984 г., до 2013 года – зав. сектором истории антропологических учений. В настоящее время – главный научный сотрудник. Кандидат исторических наук (1965). Доктор филологических наук (1978). Доктор философских наук (1991). Диссертация на тему «Человек как объект социально-философского анализа». Профессор (1990). Главный редактор журналов «Философия и культура», «Психология и психотехника». Награжден серебряной медалью «За вклад в развитие философии». Президент Московской ассоциации психоаналитиков. Специализируется по философской антропологии, психоанализу, философии культуры и современной западной философии. Выдвинул идею о том, что социальная мифология представляет собой специфический феномен, рожденный выходом масс на историческую арену. Показал, что в современных условиях пропаганда берет на себя функции идеологии. Расширил число признаков, которые присущи мистическому опыту, показал, что мистический опыт находится в фундаменте всех религий, что мистика никогда не исчезает, а постоянно присутствует в толще культуры. Отличие субкультуры от контркультуры состоит в том, что контркультура есть провозвестие новой духовной парадигмы. Представил философскую антропологию как самостоятельную область философского знания, специфический метод миропостижения. Обосновывает идею «антропологического поворота» в философии. В работах по психоанализу показывает, что это течение раскрыло оригинальный опыт человека, отличающийся от просветительского. Автор многочисленных учебников и учебных пособия для общеобразовательной школы и вуза Под его редакцией и с его предисловиями вышло около сорока книг философской классики. В качестве составителя и отв. редактора подготовил антологии «Новая технократическая волна на Западе» (М., 1986), «Проблема человека в западной философии» (М., 1988), «Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения» (М., 1991), «Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век» (М., 1995), «Феномен человека» (М., 1993, 2013), «Это человек: Антропология» (М., 1995, 2013), «Мир философии» (Т. 1-2. М., 1991; совм. с В.И Столяровым)
Основные публикации: Антропологизм Эриха Фромма как эстетическая проблема // Художественное произведение и личность. М., 1975; Человек будущего: мифы и реальность. М.., 1979; Личность в социальных утопиях буржуазного мира // Личность в ХХ столетии. М., 1979; Буржуазная идеология и массовое сознание. М., 1980; Возрожден ли мистицизм? М., 1984; Социальный прогресс и философия техники // Общественные науки, 1988. № 3; Человек как объект социально философского анализа // Философские науки, 1989. № 11; Социальная философия Ж. Эллюля // Французская философия сегодня. М., 1989; Страх – молитва души // Философские науки. 1992. № 2; Философия человека. Ч. 1. М., 1999. Ч. 2. М., 2001; Проблема целостности человека, М., 2004; Векторы современного постижения человека // Философский журнал. 2013. № 2; Исчезла ли сущность человека? // Спектр антропологических учений. М., 2013. Вып. 5; Философия культуры (2-е изд., доп.). М., 2014; Антропологический дискурс и выбор человека в ситуации абсурда // Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования. М., 2014. Вып. 8; Антропология чувственности // Спектр антропологических учений. М., 2014. Вып. 6; Мизантропология как метанойя // Человек. 2014. № 6; Парадигмальность антропологического знания // Новое в науках о человеке.. М., 2015.
Основные публикации: Антропологизм Эриха Фромма как эстетическая проблема // Художественное произведение и личность. М., 1975; Человек будущего: мифы и реальность. М.., 1979; Личность в социальных утопиях буржуазного мира // Личность в ХХ столетии. М., 1979; Буржуазная идеология и массовое сознание. М., 1980; Возрожден ли мистицизм? М., 1984; Социальный прогресс и философия техники // Общественные науки, 1988. № 3; Человек как объект социально философского анализа // Философские науки, 1989. № 11; Социальная философия Ж. Эллюля // Французская философия сегодня. М., 1989; Страх – молитва души // Философские науки. 1992. № 2; Философия человека. Ч. 1. М., 1999. Ч. 2. М., 2001; Проблема целостности человека, М., 2004; Векторы современного постижения человека // Философский журнал. 2013. № 2; Исчезла ли сущность человека? // Спектр антропологических учений. М., 2013. Вып. 5; Философия культуры (2-е изд., доп.). М., 2014; Антропологический дискурс и выбор человека в ситуации абсурда // Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования. М., 2014. Вып. 8; Антропология чувственности // Спектр антропологических учений. М., 2014. Вып. 6; Мизантропология как метанойя // Человек. 2014. № 6; Парадигмальность антропологического знания // Новое в науках о человеке.. М., 2015.
Источник: Философы современной России. 2015 г.
ГУРЕВИЧ Павел Семенович
(р. 13.8.1933) — спец. по филос. антропологии, психоанализу, филос. культуры и совр. зап. филос; д-р филол. наук и д. филос. н., проф. Р. в г. Улан-Удэ (Бурятия). В 1955 окончил ист.-филол. ф-т Уральского ун-та. В 1962-65 учился в асп. МГУ С 1970 работал в АН СССР (РАН), сначала в Науч. совете по проблемам заруб, идеол. течений, а с 1984 — в ИФ, в наст. вр. — зав. сектором «История антропологических учений». Ректор Ин-та гуманит. образования и психоанализа, декан ф-та Моск. психолого-соц. ин-та. Докт. дисс. по филос. — «Человек как объект социально-философского анализа» (1991). Гл. ред. ж. «Эдип». Под ред. Г. и с его предисловиями вышло около 40 кн. филос. классики, в т. ч. филос. произведения Н. А. Бердяева, М. Бубера, У. Джеймса, 3. Фрейда, К. Юнга, К. Ясперса и др. Г. издал 8 томов соч. Э. Фромма. В качестве сост. и отв. ред. Г. подготовил антологии по филос. техники «Новая технократическая волна на Западе» (М., 1986), по филос. антропологии — «Проблема человека в западной философии» (М., 1988), «Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения» (М., 1991), «Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век» (М., 1995), «Феномен человека» (М., 1993), «Это человек: Антропология» (М., 1995), по общим вопросам филос. — «Мир философии» (Т. 1-2. М., 1991; совм. с В. И. Столяровым), «Массовая психоаналитическая энциклопедия» (М., 1998), «Культурология» (М., 2000). Г. принадлежат также учебные пособия для общеобразовательной школы, в т. ч. «Человек» [IX кл.] (М., 1995,1997), «Введение в философию» [X-XI кл.] (М., 1997), «Философский словарь» (М., 1997), «Методическое пособие по философии» (М., 1997), «Обществознание» (М., 1999). С 1970 по 1984 Г. занимался массовыми идеологическими процессами зап. об-ва. Во второй пол. 1980-х Г. развил ряд идей, посвященных мистической дух. традиции; расширил число признаков, к-рые присущи мистическому опыту, показал, что мистический опыт находится в фундаменте всех религий. Он представил мистическую дух. традицию как неотторжимый компонент культуры. Г. доказал, что мистика никогда не исчезает, а постоянно присутствует в толще культуры. Провел также компаративистский анализ мистических традиций. В кн. и статьях, посвященных филос. культуры, Г. развил ряд новых идей — идею форумности культур, т. е. их равнопредставленности, универсальности совокупного дух. опыта, роли контркультуры в развитии культуры. Отличие субкультуры от контркультуры, по Г., состоит в том, что контркультура есть провозвестие новой дух. парадигмы. Г. рассмотрел также соотношение фундаментализма и модернизма, показав их внутр. связь, элитарного и массового, эзотерического и профанного. Представлены важные идеи о специфике, строении и структуре культуры. Г. определил границы филос. культуры, проанализировал ее генезис и историю. Одна из идей Г. состоит в том, что феномены, рожденные культурой, не умирают, а вновь и вновь возрождаются в культуре. В работах 1990-х Г. рассмотрел семиотическую природу культуры, ее символические формы. Г. показал также, что филос. следует рассматривать не как форму науч. знания, а как суверенный, специфический способ постижения реальности. Г. представил филос. антропологию как самостоятельную обл. филос. знания, филос. направление и специфический метод миропостижения. Г. обосновывает также идею «антропологического поворота» в филос, раскрывает мировоззренческий смысл понятия «природа» и «сущность» человека. Разработан также вопрос о типах антропологических учений, о человеческой субъективности, о персоналистической традиции, о модусах человеческого существования. В работах по психол. Г. исследовал проблему взаимоотношения филос. и психол. знания, исследовал психол. групп и толпы, а также феномен деструктивное™. Он внес вклад в разработку райхианской и юнгианской типологии. В кн. «Клиническая психология» показано, что шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и инволюционная (предстарческая) депрессия вообще не связаны с органическими повреждениями. Переживание кажется безумным, когда оно выходит за пределы нашего усредненного, здравого, т. е. общепринятого смысла. Однако это вовсе не означает, что это чувство не отражает какой-то др. реальности. Значительное место в психол. работах Г. занимают проблемы психосексуального развития, психол. особенности людей и способы их приспособления к миру, архетипы колл. сознания. Г. проанализировал специфику гуманит. знания. Г. избран президентом Моск. межрегиональной психоаналитической ассоциации, вице-президентом Академии гуманит. иссл., д. ч. Международной Академии информатизации, РАЕН, Нью-Йоркской академии наук, Академий пед. и соц. наук.
Соч.: Антропологизм Эриха Фромма как эстетическая проблема // Художе ственное произведение и личность. М., 1975; Человек будущего: мифы и реальность. М., 1979; Личность в социальных утопиях буржуазного мира // Личность в XX столетии. М., 1979; Буржуазная идеология и массовое сознание. М., 1980; Спасет ли мессия? М., 1981; Социальная мифология. М., 1983; Возрожден ли мистицизм? М., 1984; Бесхрамовые боги. Л., 1984; Культура как объект социальнофилософского анализа// ВФ. 1984. № 5; Социальный прогресс и философия техники // Общественные науки. 1988. № 3; Человек как объект социальнофилософского анализа// ФН. 1989. № 11; Социальная философия Ж. Эллюля // Французская философия сегодня. М., 1989; Диалог культур или культурная экспансия? (на англ. яз.). М., 1989; Гуманизм и вера. М., 1990; Приключения имиджа. М., 1991; Вселенная по имени Человек//Свободная мысль. 1991. № 14; Антропологический ренессанс как философская проблема // Философия человека: традиции и современность. Вып. 2. М., 1991; Эрос. Страсти человеческие. М., 1992; Спектр философской антропологии // Философия человека: традиции и современность. Вып. 3. 1992; Страх — молитва души // ФН. 1992. № 2; Несколько замечаний об интуитивном постижении реальности // Вестник Российской академии наук. 1992. № 10; Невостребованный Диоген // Дружба народов. 1994. № 1; Философия культуры. М., 1995; Культурология. М., 1998; Философия человека. Ч. I—II. М., 2001; Тайны красоты. М., 2004; Проблема целостности человека. М., 2004; Психология. М., 2005; Культурология. М., 2006; Клинический психоанализ. М., 2007; Гуманитарный словарь. М., 1998; Философская антропология. М., 2001; Клиническая психология. М., 2001; Философия культуры. М., 2001; Психологический словарь. М., 2001; Проблема целостности человека // Личность, Культура, Общество. Вып. 3. М., 2001; Эстетика. М., 2006; Культурология. М., 2006.
Соч.: Антропологизм Эриха Фромма как эстетическая проблема // Художе ственное произведение и личность. М., 1975; Человек будущего: мифы и реальность. М., 1979; Личность в социальных утопиях буржуазного мира // Личность в XX столетии. М., 1979; Буржуазная идеология и массовое сознание. М., 1980; Спасет ли мессия? М., 1981; Социальная мифология. М., 1983; Возрожден ли мистицизм? М., 1984; Бесхрамовые боги. Л., 1984; Культура как объект социальнофилософского анализа// ВФ. 1984. № 5; Социальный прогресс и философия техники // Общественные науки. 1988. № 3; Человек как объект социальнофилософского анализа// ФН. 1989. № 11; Социальная философия Ж. Эллюля // Французская философия сегодня. М., 1989; Диалог культур или культурная экспансия? (на англ. яз.). М., 1989; Гуманизм и вера. М., 1990; Приключения имиджа. М., 1991; Вселенная по имени Человек//Свободная мысль. 1991. № 14; Антропологический ренессанс как философская проблема // Философия человека: традиции и современность. Вып. 2. М., 1991; Эрос. Страсти человеческие. М., 1992; Спектр философской антропологии // Философия человека: традиции и современность. Вып. 3. 1992; Страх — молитва души // ФН. 1992. № 2; Несколько замечаний об интуитивном постижении реальности // Вестник Российской академии наук. 1992. № 10; Невостребованный Диоген // Дружба народов. 1994. № 1; Философия культуры. М., 1995; Культурология. М., 1998; Философия человека. Ч. I—II. М., 2001; Тайны красоты. М., 2004; Проблема целостности человека. М., 2004; Психология. М., 2005; Культурология. М., 2006; Клинический психоанализ. М., 2007; Гуманитарный словарь. М., 1998; Философская антропология. М., 2001; Клиническая психология. М., 2001; Философия культуры. М., 2001; Психологический словарь. М., 2001; Проблема целостности человека // Личность, Культура, Общество. Вып. 3. М., 2001; Эстетика. М., 2006; Культурология. М., 2006.
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009