ГУНЪАНЬ
ГУНЪАНЬ (япон. коан)
Букв, "публичный отчет", "обществ, акт". Один из осн. методов практики психотренинга и психич. саморегуляции в буд. Чань школе, парадоксальная задача, не имеющая рационального решения на уровне дискурсивно-логич. мышления. Представлены в виде текстов энигматич. характера, содержащих высказывания, вопросы, диалоги или относительно развернутое описание ситуации общения наставника с учеником; предлагаются адептам в качестве объекта для размышления и созерцания (медитации), с тем чтобы вызвать у них интуитивное "просветление" или "озарение" при попытках постичь скрытый смысл этих текстов. Чаще всего имеют форму парадоксального вопроса: "Как звучит хлопок одной ладони?"; "Все вещи возвращаются к Единому, к чему тогда возвращается Единое?"; "Каким был твой лик первозданный, когда родители еще не произвели тебя на свет?" и т.д. Г. возникли как форма фиксации акта "просветления" одного из участников парадоксального диалога (см. Вэнь да), в процессе к-рого адепт, постигая иллюзорность и ограниченность своего индивид. "я", обнаруживал в поставленной перед ним проблеме абс. начало ("Единое"), пронизывающее все конкр., частное и относительное. Описывая публично зафиксированный прецедент "просветления", Г. призван помочь будущим поколениям адептов в достижении аналогичного состояния сознания. Вместе с тем каждый адепт должен выразить свое понимание абс. истины, заложенной в стандартных Г., индивид, образом и в нетривиальной форме. В противном случае Г. считался нерешенным. Г. могут также использоваться как тесты, с помощью к-рых определяются уровень психич. развития учеников или степень компетентности лиц, претендующих на звание наставника. Наиболее употребительны в Линьцзи школе. "Сафонова Е.С. Дзэнский смех как отражение архаич. земледельческого праздника // Символика культов и ритуалов народов зарубеж. Азии. М., 1980. Нестеркин С.П. Нек-рые филос.-психологич. аспекты чаньских Г. II Филос. вопросы буддизма. Новосиб., 1984. Абаев Н.В., Нестеркин С.П.