общественные науки (история, политэкономия, филология и т.п.) в отличие от естественных и технических наук. Как это ни странно, гуманитарные науки в своей массе изучают преимущественно негуманоидные процессы.
Гуманитарные науки
Гуманитарные науки
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
в широком смысле -науки обо всех продуктах деятельности человека (науки о культуре). В более специальном смысле — науки о продуктах духовной творческой деятельности человека (науки о духе). Их отличают от естественных наук, изучающих природу, общественных (социальных) наук, изучающих различные стороны и институты экономической и социально-политической жизни человека (экономика, социология, политология и др.), а также от антропологии как общего учения о человеке как таковом. (См. естествознание, человек, гуманитарное знание).
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
совокупность знаний и его отдельные отрасли, занятые исследованием места и отношения человека к окружающему миру и рассматривающие все объективные процессы с точки зрения человеческих интересов и ценностей. Развитие Г. н. непосредственно связано со становлением идеологии и философии гуманизма, в сфере которого в эпоху Возрождения была предпринята всеобъемлющая попытка переосмыслить и упорядочить интеллектуальное наследие прошлого и было предложено изучать объективный мир как гармоничное целое, включающее человека. Это предполагало «рассмотрение проблемы человека: его природы, достоинства, его уникального положения в мире, ценности его индивидуального призвания» (М.А. Барг). Недаром понятие Г. занятия, Г. знание вошло в обиход в Италии с XIV в., и оно обозначало круг интеллектуальных интересов за пределами традиционного богословия, исключая дисциплины, изучаемые в средневековых университетах (напр., теологию, астрономию, математику, метафизику). В состав Г. н. включались грамматика, риторика, история, поэзия, комментирование античных авторов и библейских текстов. Позднее проблема развития Г. н. с наибольшей принципиальностью встала в XIX в., в эпоху становления капиталистической цивилизации, бурного развития естественных наук, торжества естественнонаучного мировоззрения и распространения методологии позитивизма. Понятие Г. н. обозначалось по образцу и в сопоставлении с науками естественными. Согласно наблюдениям немецкого философа Х.-Г. Гадамера, сам термин получил развитие в связи с выделением «наук о морали» в «Системе логики» (1843) английского ученого-позитивиста Д.С. Милля (1806—1873). С сер. ХIХ в. самостоятельность Г. н. определяется прежде всего тем, что в процессе исследования объективных явлений от ученого требуется решение более разнообразных задач, чем простое наблюдение и использование естественнонаучных методик анализа. Поэтому развитие системы Г. знаний и дисциплин привело к разработке своей собственной методологии научного познания, какой стала прежде всего герменевтика, с точки зрения которой познавательные возможности человека должны быть направлены не столько на исследование общих закономерностей объективного бытия, сколько на открытие многообразных отношений между человеком и окружающим миром. В целом к сфере Г. н. относят те науки, в которых исследуется сам человек с точки зрения его центрального положения по отношению к природе и цивилизации. В Г. н. получают обоснование неутилитарные ценности, которые способствуют гармоничному существованию общества, и те области деятельности, которые обеспечивают всестороннее свободное развитие и совершенствование самого человека. В настоящее время к Г. н. принято относить философию, социологию, политологию, психологию, педагогику, эстетику, филологию, искусствознание, культурологию, этику, юриспруденцию, что делает Г. н. неотъемлемым основанием всей гуманитарной культуры современной цивилизации.