l 813-66)-британский философ. Профессор моральной философии в Кембридже (1855— 66). При жизни издал лишь одно произведение — «Философское исследование» (Exploratio Philosophica, v. l, 1865; 2-й том вышел посмертно в 1900). Известен как критик многих современных ему философов, включая Дж. С. Милля. Выступал против перенесения Миллем методологии естествознания на гуманитарные науки, критиковал его феноменалистическую теорию познания за исключение субъект-объектного отношения и недооценку конструктивной роли сознания. Грот утверждал, что познаваемость вещей обусловлена их приспособленностью для разума. Считал, что сами вещи во вселенной несут на себе частицы сознания. Критикуя учения современников, он в то же время искал в них элементы истины для более полного философского синтеза, в основе которого видел сочетание позитивизма и рационалистического идеализма. Своей неформальной манерой письма, опорой на обыденный язык предвосхитил философский стиль другого кембриджского философа —Д. Э. Мура. Различал два вида знания: «знание-знакомство с вещью» и «знание о вещи», в чем предвосхитил одно из главных положений ранней эпистемологии Б. Рассела. В области этики критиковал гедонистические аспекты утилитаризма, недооценку последним роли высоких моральных идеалов. При жизни Грота влияние его идей и личности ограничивалось узким академическим кругом.
Соч.: An Examination of the Utilitarian Philosophy, 1870; A Treatise on the Moral Ideals, 1876.
А. Ф. Грязное