ГРОССЕТЕСТ Роберт

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Роберт Гроссетест

род. 1175, Стрэдбрук - ум. 9 окт. 1253, Линкольн) - англ, схоласт; епископ. Его натурфилософия была первой попыткой сознательно опереться на математику, а в отношении физики - на метафизику света. В гносеологии он исходил из представления об "озарении" познающего божественным светом.

Источник: Философский энциклопедический словарь

РОБЕРТ ГРОССЕТЕСТ
(Robert Grosseteste) — английский схоласт; p. 1175 (Стрэдброук) — ум. 9. 10. 1253 (Бакден); епископ Линкольнский. Его натурфилософия была первой попыткой сознательно опереться на математику, а в отношении физики — на метафизику света. В гносеологии он исходил из представления об «озарении» познающего божественным светом. Его философские произведения издал на нем. яз. Л. Баур в 1912.
Vogelsang. Der Begriff der Freiheit bei R. G., 1915; L. Baur. Die Philos. des R. G., 1917; D. E. Shrag. Franciscan Philosophy at Oxford in the 13th Century. Oxford, 1936; J. H. Grawley. R. G., Lincoln, 1953; J. Mac-Evoy. The Philosophy of R. G., Oxford, 1982; R. W. Southern. R. G., 1986.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ГРОССЕТЕСТ РОБЕРТ
1175-1253) – основатель средневекового натурализма,  канцлер  Оксфордского  университета, заложивший  основы  опытного экспериментального  естествознания  и  сформулировавший  правила  включенияопытных данных  в  научное  исследование:  1)  изучение  явлений  начинается  с опыта; 2) на основе анализа опытных данных формируется гипотеза; 3) из гипотезы выводятся дедуктивные следствия; 4) в заключении  осуществляется опытнаяпроверка следствий. Он перевел «Этику» Аристотеля, написал комментарии к его«Физике» и «Аналитике». Гроссетест автор трудов «О свете или о начале форм»,«О  потенции или действии», «О  единственной форме всех вещей». Он  автор метафизики  света,  систематизатор  эмпирических знаний  о  зеркалах  и  линзах,сформулировавший основания галилеевской физики.

Источник: Философия науки и техники: словарь

ГРОССЕТЕСТ Роберт (1175— 1253)
основатель и наиболее видный мыслитель оксфордской школы, францисканец, епископ Линкольна, канцлер Оксфордского ун-та. Г.— один из первых переводчиков естественнонаучных трудов Аристотеля с языка оригинала и автор комментариев к этим трудам. Центральное место в философской системе Г. занимает “метафизика света”, восходящая к неоплатоновско-араб. традиции (Неоплатонизм). Свет понимался им как тончайшая материя, первичная форма и энергия, универсальная субстанция, способная к самораспространению из созданной богом светящейся точки. Т. обр. возникает Вселенная, чувственно воспринимаемый мир, состоящий из 13 сфер — 9 небесных и 4 поднебесных. Законы распространения света, по Г., доступны человеческому познанию и изучаются геометрической оптикой. Поэтому первостепенное значение Г. отводил оптике, математике (геометрии) и астрономии. В теологии свет трактовался философом как первоначало всего сущего, как бог. Гносеология Г. двойственна. С одной стороны, он принимает августиновскую концепцию иллюминации, озарения познающего божественным светом, с др.— развивает элементы аристотелевского учения о познании: изучение явлении начинается с опыта, познание сущности вещей идет путем абстракции. Г., подчеркивающий важность опытного познания и математики в изучении природы, стоял у истоков естественнонаучного направления в средневековой европейской философии.

Источник: Философский энциклопедический словарь

РОБЕРТ ГРОССЕТЕСТ
Robert Grosseteste) (Большеголовый) (1175 – 9 окт. 1253) – англ. естествоиспытатель и философ. Учился и преподавал в Оксфорде, с 1235 – епископ Линкольнский. Как и. его ученик Р. Бэкон, Р. Г. придавал исключительно важное значение математике и оптике. По Р. Г., свет, обладающий способностью распространяться во все стороны "из силового центра", является началом образования всех телесных форм, т.е. протяженности. Др. физич. силы Р. пытался объяснить на основе своего учения о свете (т.н. "световой метафизики"), т.е. по возможности геометризировать представления о них. По Р. Г., "польза изучения линий, углов и фигур – величайшая, ибо без них невозможно постичь натуральную философию" ["De luce", цит. по кн.: "Die philosophischen Werke des Robert Grosseteste", hrsg. von L. Baur, M?nster–W., 1912, S. 59; имеется англ. перевод этого соч. – "On light (De luce), transl. from the Latin with an introd. by С. С. Riedl", Milwaukee, 1942]. Следуя антич. образцам (Аристотель, Гален), Р. Г. формулировал осн. принципы экспериментального метода. Исследование начинается с изучения явлений, данных в опыте, и восходит к их предполагаемой причине (анализ – resolutio); из этой гипотетич. причины дедуктивно выводятся следствия (синтез – compositio), к-рые подлежат затем опытной проверке. Эти свои тезисы Р. иллюстрировал на примере теории радуги. Р. перевел с греческого и комментировал соч. Аристотеля, Дионисия Ареопагита и Иоанна Дамаскина. Соч.: The Hexameron (первые 12 глав 7-й части), ed. J. T. Muckle, Mediaeval Studies, v. 6, ?. ?.–Toronto, 1944; The writings of R. Grosseteste, ed. by S. Harrison Thomson, Camb., 1940 (имеется библ. изданных и неизданных произв. Р.). Лит.: Вaur L., Das Licht in der Naturphilosophie des R. Grosseteste, в кн.: Abhandlungen aus dem Gebiete der Philosophie und ihrer Geschichte, eine Festgabe zum 70. Geburtstag G. von Hertling, Freiburg im Breisgau, 1913, S. 41–55; его же, Die Philosophie des R. Grosseteste, M?nster im Westfalen, 1917; Сrоmbie A. C., R. Grosseteste and the origins of experimental science, Oxf., 1953; R. Grosseteste. Scholar and bishop, ed. by D. A. Callus, Oxf., 1955. В. Зубов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

РОБЕРТ ГРОССЕТЕСТ
Robert Grosseteste), Роберт Большая Голова (1175, графство Суффолк - 9.10.1253, Бакден), ср.-век. философ, представитель оксфордской школы. С 1235 епископ Линкольнский. Августиновский платонизм сочетается у Р. Г. с элемен­тами греко-араб. естеств. наук, в особенности оптики и аристотелевского учения о познании, получившими рас­пространение на Западе с 12 в. Развитая им концепция «метафизики света» исходит из понятия о свете как тончайшей ,телесной самораспространяющейся субстанции и одновременно как первичной форме и энергии. Для воз­никновения мира достаточно предположить создание богом одной единств. точки, формой к-рой является свет и самораспространение к-рой производит видимую нами Вселенную. Граница Вселенной - крайний пре­дел возможного распространения этой точки; эта грани­ца, твердь, отражает свет, и отраженный свет в обрат­ном движении организует всю Вселенную, образуя не­бесные сферы и сферы элементов, причем действия всех высших сфер концентрируются в Земле.
Свет предстает у Р. Г. как универс. носитель всякого действия во Вселенной. Законы распространения света (т. е. законы геометрич. оптики) выступают как законы движения и распространения сил и взаимодействий; отсюда настаивание на первостепенном значении мате­матики (прежде всего геометрии) для изучения природы.
Первый свет - это также и первопричина сущего. В «метафизике света» Р. Г. воспроизводится восходя­щее к неоплатонизму учение патристики о том, что бог есть свет. Свет оказывается посредником между чистой духовной и материальной субстанциями: через свет высшая часть души (intelligentia), не связанная с телом, оказывает воздействие на него.
Для интеллигибельного мира духовный свет то же, что телесный свет для чувств. вещей. Когда высшая часть души совершенно чиста, т. е. не замутнена телес­ными проявлениями, первый свет и заключенные в нем как первопричине божеств. идеи сотворенных вещей созерцаются непосредственно. Однако человеч. позна­ние может осуществляться и менее совершенным об­разом: из эмпирич. опыта восстанавливаются сущности материальных вещей, и в них как в отображении ус­матриваются вечные идеи. Познание сущности вещей происходит посредством абстракции. Эта операция, описываемая Р. Г. в соответствии с аристотелевской теорией познания, начинается с чувств. познания и сос­тоит в последоват. отделении (абстрагировании) ак­циденций, приводящем в итоге к знанию субстанции. Подчеркивая важность опытного познания и математи­ки в изучении природы, Р. Г. предвосхищает естеств.-науч. тенденции последующих веков.

Источник: Советский философский словарь

РОБЕРТ ГРОССЕТЕСТ
Роберт Большая Голова) или Роберт Линкольнский (Robert Grosseteste, Robertus Lincolniensis) (ок. 1168 или 1175, Страдброук, Суффолк — 9 октября 1253, Бавден, Хантингдоншир) — английский философ, теолог и ученый-оптик. Доктор теологии (к 1214) и первый канцлер Оксфордского университета (1214—21/31); епископ Линкольнский (с 1235). Теоретик и практик опытной науки, вдохновитель естественнонаучных традиций Оксфордской ужолы.
Помимо переводов и комментариев ему принадлежат труды богословско-философские («О свободном решении», «О душе», «Об истине» н др.) и естественнонаучные («О свете, или О начале форм», «О линиях, углах и фигурах», «Шестоднев» и др.). Спецификой его творчества, испытавшего влияние августиновского платонизма, аристотелизма и греко-арабского естествознания, является единство теории познания, учения о физико-математической природе универсума и представления о космогоническом процессе в рамках метафазаки света.
За основу эмпирического метода Роберт Гроссетест берет логическую схему Аристотеля. Научное, познание начинается с индуктивного анализа (resolutio) опытных данных, предполагающего отыскание номинального (quia), причинного (propterquid) и родового (genus) определений явления. Затем путем дедуктивного синтеза (compositio) оно снова проходит этот путь, но в обратном направлении, т. е., исходя из полученной общей посылки (предполагаемой родовой причины), устанавливает видообразующие отличия (differentiae specificae) следствий и выводит каждое явление определенной области, вновь подвергая его опытной проверке.
Т. к. совершенное знание предмета возможно лишь при совпадении его эмпирических определений (quia) с его существенными определениями (propter quid), Роберт Гроссетест стремится к согласованию при посредстве света (схватывающего природу физического и математического миров, чувственной и умопостигаемой областей бытия) аристотелевской квалитативной физики с формально-математическим описанием реальности. Свет определяется им как «форма телесности» (forma corporeitatis), которая, будучи общей формой всех тел, делает их протяженными. Причастие ей всего сущего обусловливает единство мироздания и придание геометрическим законам умножения и распространения света, действующим в рамках оптики, статуса всеобщих законов, применимых по отношению ко всей реальности. Всякое развертывание (replicatio) материи и формы тел, будучи причиной всех их изменений, происходит согласно математическим формулам и благодаря мультипликации света, являющейся тождественной и т. н. «мультипликации видов» (multiplicatio specierum), т. е. трансмиссии по силовым лучам форм действующей причины. Роберт Гроссетест утверждает также, что посредством света высшая часть человеческой души (intelligentia) руководит и движет телом.
В космогоническом трактате «О свете, или О начале форм» Роберт Гроссетест показывает, каким образом математические отношения были внедрены в универсум. Бог творит в начале времен световую точку, в которой слиты воедино первоформа-свет и первоматерия и потенциально уже заключен весь мир; из нее по физико-математическим законам излучения света начинается процесс эманации. Путем бесконечного самоумножения свет распространяется во все стороны, простирая материю до размеров универсума, а затем, устремляясь в обратном направлении (к центру вселенной), сосредоточивает ее и последовательно создает девять неизменных небесных сфер квинтэссенции и четыре изменчивые сферы элементов: огня, воздуха, воды и земли. В результате образуется физико-космологическая система Аристотеля, чье функционирование, однако, объясняется математическими законами, ибо все тела в ней являются в большей или меньшей степени приумноженным светом.
При этом Роберт Гроссетест отстаивал реальное существование актуальных бесконечностей, которые суть хотя и непознаваемые человеческим разумом, но «определенные числа», полагаемые и мыслимые Богом. Между ними могут существовать пропорциональные отношения. Роберт Гроссетест оказал значительное влияние на развитие философии и опытной науки 13—14 вв. (Р. Бэкон, Ц. Витело, Фома Брадвардин, Н. Орем).
Соч.: Die philosophischen Vfcrke des Robert Grosseteste, Bischofs von Lincoln, ed. L. Baur (Beitrage zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd. K). Munster i. W, 1912; Hexameron, ed. R. C. Dales & S. Gieben (Auctores Brit. Med. AeviVI). L., 1982; в рус. пер.: О свете, или О начале форм, пер., вступл. и комм. А. М. Шишкова,— «ВФ», 1995, №6.
Лит.: Baur L. Die Philosophie des Robert Grosseteste, Bischofs von Lincoln (t 1253) (Beitrage zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd. XVIII, Heft. 4-6). Munster i. W, 1917; Thomsons. H. The Writings of Robert Grosseteste, Bishop of Lincoln 1235—1254. Cambr, 1940; McEvoyJ. The philosophy of Robert Grosseteste. Oxf., 1982; CrombieA. С. Robert Grosseteste and the Origins of Experimental Science 1100—1700. Oxf., 1953 (reed. 1962); Robert Grosseteste, scholar and bishop, ed. D. A. Callus. Oxf., 1955.
A. М. Шишков

Источник: Новая философская энциклопедия