(Groningen Theology). Движение, получившее наименование по названию г. Гронинген в Нидерландах. В1830 г. четверо молодых людей получили профессорские кафедры на теологическом факультете Гронингенского университета. Под влиянием П.Х.де Гроота они вскоре прониклись рядом идей, источниками крых были: (1) мистическое течение, к-рое несколько столетий оказывало подспудное влияние на Голландскую церковь; (2) платонизм, крый распространялся усилиями блестящего философаФ. В. ван Хойсде, преподававшего в Утрехте; (3) голландский национализм. Молодые теологи решили: поскольку церковная жизнь, а также большая часть всей предшествовавшей теологии не удовлетворяют требованиям времени, "необходимо создать новую", и именно они призваны это сделать. Каждую пятницу они встречались, чтобы читать и обсуждать НЗ, а в 1835 г. основали теологическое общество. Оно быстро завоевало популярность и уже в 1837 г. устраивало ежемесячные собрания своих членов. Стал выходить жл "Истина в любви" (Waarheid in Liefde). В 1855г. П. X.де Гроот опубликовал трактат "Самобытность гронингенских теологов" (De Groninger Godgeleerden in hunne eigenaardigheid). В нем говорилось о том, как он и его коллеги отдали двадцать пять лет жизни университету, и о достижениях на этом поприще. К моменту выхода трактата гронингенская теология стала заметным явлением в жизни страны и приобрела широкую известность как самостоятельная школа теологической мысли.
Центральным положением гронингенской теологии была мысль о том, что Бог открыл себя во всей твари и прежде всего в Иисусе Христе, чтобы человечество могло сообразовать себя с Его образом. Хотя Бог активно воздействует на всех людей, и на мужчин, и на женщин, Его деяния особенно ярко отразились в исторической судьбе Его народа, Израиля, и в жизни Иисуса. Не смущаясь расхождениями с ортодоксальной христологией Церкви, настаивавшей на том, что Иисус и Бог, и Человек, гронингенские теологи подчеркивали откровение Бога в Иисусе и видели в этом пример для подражания. Они утверждали, что Иисус обладал одной духовной природой, края есть общее достояние и Бога, и всего человечества. Учения о Троице и об искуплении они отрицали, но верили в чудеса, совершенные Иисусом, видя в них знак Его особой миссии. По их мнению, в личности, словах и делах Иисуса зримо явлена природа Бога, святого Отца всех людей. Во Христе Бог показывает нам самих себя, нашу греховность и нашу судьбу как спасенных чад Божьих. Вера в Христа избавляет нас от вины и от власти греха, мы испытываем на себе могущество всепрощающей любви Божьей, а верные исполняются Духом Божьим. Христос, основавший Церковь, сохраняет ее и совершенствует, и в конце концов она одержит победу. " Церковь станет источником света и тепла для всякой науки и всякого искусства; она повсюду завоюет сердца людские для Христа в доме, в школе, во всем обществе ".
Гронингенская теология стремилась вдохнуть новую жизнь в церковную теологию, когда старая ортодоксия казалась безжизненной, а рационализм подрывал основы веры. Хотя она пыталась сохранить интерес к религии в голландском обществе, основой ее был гуманизм; гронингенская теология предпочитала Лютеру Эразма. Недолюбливая церковные исповедания веры, она не могла адекватно истолковать христианскую веру. Гронингенские теологи отрицали, что их религиозность близка к идеям Шлейермахера, однако во многих аспектах между ними есть явное сходство.
?. Е. osterhaven(пер. В. Р.) Библиография:УН. Mackay,Religious Thought in Holland During the Nineteenth Century; S. D. van Veen.SHERK, V, 8081,31415; K.H. Roessingh, Hit Modemisme in Nederland; Christelijke Encyclopedie, III.