Родился 20 февраля 1943 г. в Костроме. Окончил философский факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1972), аспирантуру там же (1975). В 1975-1987 гг. ассистент, ст. препод., доц. кафедры философии Московского государственного института иностранных языков. С 1987 г. в секторе истории русской философии Института философии АН СССР, в 1992-2013 гг. зав. сектором ИФ РАН. В 1977 г. защитил кандидатскую диссертацию «Древнерусская философия XI-XVII веков». В 1992 г. защитил докторскую диссертацию «Структура и типология русской средневековой философии». Почетный работник высшего образования Российской Федерации.
Основные публикации: Максим Грек. М., 1983; Определения философии в древнерусской письменности // Философская и социологическая мысль. 1989. № 1; Русский Азбуковник: генезис, структура, содержание // Историко-философский ежегодник. 1989. М., 1989; О значении термина «философ» на Руси // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 2. М., 1989; Русская философская мысль X–XVII веков. М., 1990. В соавт.; Кардиогносия Памфила Юркевича и традиции отечественной философии // Философская и социологическая мысль. 1996. № 3–4; Структура и типология русской средневековой философии. М., 1997; Исихазм в отношении к вербальному и невербальному аспектам культуры // История философии. М., 1998. № 2.; Идейные течения древнерусской мысли. СПб., 2001. В соавт.; Образы философов в Древней Руси. М., 2010; Изборник 70. Тверь, 2013.
ГРОМОВ Михаил Николаевич
ГРОМОВ Михаил Николаевич
Источник: Философы современной России. 2015 г.
ГРОМОВ Михаил Николаевич
(р. 20.2.1943) — спец. в обл. истории рус. филос. и культуры; д. филос. н., проф. Р. в Костроме. Окончил филос. ф-т МГУ (1972), асп. там же (1975). В 1975-87 работал последовательно асе, ст. преп., доц. кафедры филос. Моск. ин-та иностр. языков. С 1987 работает в секторе истории рус. филос. ИФ АН СССР (ныне РАН), с 1992 — зав. сектором. Одновременно преподает на филос. ф-те МГУ. С 1992 — первый проректор Гос. акад. славянской культуры. Почетный работник высшего образования РФ. Докт. дисс — «Русская средневековая философия: структура и типология» (1992). Преде, академической серии «Памятники религиозно-философской мысли Древней Руси». Г. исследует рус. средневековую филос. и культуру, используя семиотический анализ вербальных (рукописи и старопечатные кн.) и невербальных (произведения архитектуры, живописи, пластики) источников. Анализирует филос. семантику архитектуры (особенно сакральной), иконописи, храмового действа, иконостаса. Исследует монастыри как центры культуры, средневек, аналоги ун-тов. Прослеживает традиции рус. Средневековья в Новое время: софиология, доктрина «Москва — Третий Рим», исихазм и старчество, старообрядчество, кирилло-мефодиевское наследие, становление филос. лексики. Особое место занимают изыскания по сравнительно-типологическому анализу рус. мысли в системе РоссияВосток-Запад, по структуре, топике, систематике рус. филос. Средневековья в европ. и мировом контексте. Выдвигает концепцию многовекторности и многофакторности цивилизац. развития.
Соч.: Максим Грек. М., 1983; Определения философии в древнерусской письменности // Философская и социологическая мысль. 1989. № 1; Русский Азбуковник: генезис, структура, содержание // Историко-философский ежегодник. 1989. М., 1989; О значении термина «философ» на Руси // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 2. М., 1989; К типологии русской средневековой культуры и философии // Социокультурные характеристики средневековой философии. М., 1990; Русская философская мысль X-XVII веков. (В соавт.). М., 1990; О философской семантике архитектуры // Общественная мысль: Исследования и публикации. Вып. 2. М., 1990; Святая София Премудрость Божия в древней Руси // Philosophy. № 93. Tokyo, 1992; Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии // ВФ. 1994. № 1; Кардиогносия Памфила Юркевича и традиции отечественной философии // Философская и социологическая мысль. Киев. 1996. № 3—4; Структура и типология русской средневековой философии. М., 1997; Исихазм в отношении к вербальному и невербальному аспектам культуры // История философии. № 2. М., 1998; Иов русского символизма // Вячеслав Иванов. Архивные материалы и исследования. М., 1999; Три любви, три страсти Ивана Бунина // Историко-философский ежегодник-98. М., 2000. Русская философия // Новая философская энциклопедия. Т. 3. М. 2001; Идейные течения древнерусской мысли. (В соавт.). СПб., 2001; Горняя Премудрость в дольнем мире: к интерпретации софиологии о. Сергия Булгакова // С. Н. Булгаков: религиозно-философский путь. М., 2003; Светское и духовное в высшем образовании России // МГУ и МДА: 250 лет совместного служения России. М., 2006; Статьи: Максим Грек, Философская мысль на Руси XI-XVII вв., Симеон Полоцкий и др. // Русская философия. Энциклопедия. М., 2007; Слово и молчание в русском исихазме // Nil Sorskij e l'esicasmo. Magnano, 1995 (на ит. яз.); Доктрина Святой Троицы в культуре и искусстве Древней Руси // The Trinity. East/West Dialogue. Studies in Philosophy and Religion. Vol. 24. Dordrecht-BostonLondon, 2003 (на англ. яз.); Цивилизационный выбор России // Philopheos. 2005. № 5. Beograd.
Соч.: Максим Грек. М., 1983; Определения философии в древнерусской письменности // Философская и социологическая мысль. 1989. № 1; Русский Азбуковник: генезис, структура, содержание // Историко-философский ежегодник. 1989. М., 1989; О значении термина «философ» на Руси // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 2. М., 1989; К типологии русской средневековой культуры и философии // Социокультурные характеристики средневековой философии. М., 1990; Русская философская мысль X-XVII веков. (В соавт.). М., 1990; О философской семантике архитектуры // Общественная мысль: Исследования и публикации. Вып. 2. М., 1990; Святая София Премудрость Божия в древней Руси // Philosophy. № 93. Tokyo, 1992; Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии // ВФ. 1994. № 1; Кардиогносия Памфила Юркевича и традиции отечественной философии // Философская и социологическая мысль. Киев. 1996. № 3—4; Структура и типология русской средневековой философии. М., 1997; Исихазм в отношении к вербальному и невербальному аспектам культуры // История философии. № 2. М., 1998; Иов русского символизма // Вячеслав Иванов. Архивные материалы и исследования. М., 1999; Три любви, три страсти Ивана Бунина // Историко-философский ежегодник-98. М., 2000. Русская философия // Новая философская энциклопедия. Т. 3. М. 2001; Идейные течения древнерусской мысли. (В соавт.). СПб., 2001; Горняя Премудрость в дольнем мире: к интерпретации софиологии о. Сергия Булгакова // С. Н. Булгаков: религиозно-философский путь. М., 2003; Светское и духовное в высшем образовании России // МГУ и МДА: 250 лет совместного служения России. М., 2006; Статьи: Максим Грек, Философская мысль на Руси XI-XVII вв., Симеон Полоцкий и др. // Русская философия. Энциклопедия. М., 2007; Слово и молчание в русском исихазме // Nil Sorskij e l'esicasmo. Magnano, 1995 (на ит. яз.); Доктрина Святой Троицы в культуре и искусстве Древней Руси // The Trinity. East/West Dialogue. Studies in Philosophy and Religion. Vol. 24. Dordrecht-BostonLondon, 2003 (на англ. яз.); Цивилизационный выбор России // Philopheos. 2005. № 5. Beograd.
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009