1919—91)—английский китаевед, философ. Профессор Лондонского университета (до 1988), член Британской Академии. Сотрудничал в Школе азиатских и африканских исследований (Лондон), преподавал в Йельском, Энн Арборском, Гонолулском и др. университетах. Труды Грэма, оставаясь в рамках классической западной философской традиции, неизменно учитывали и достижения новейших ее направлений (аналитическая философия, логико-терминологические исследования и т. д., вплоть до постмодернизма). Докторская диссертация Грэма (1958) посвящена изучению становления неоконфуцианства в Китае, трудам его основоположников Чэн И и Чэн Лео. Последующие работы касаются более древних этапов классической китайской философии. Переводя и комментируя древнекитайские тексты (в т. ч. трактат «Ле-цзы»), Грэм создает особую (совершенствовавшуюся на протяжении всей его исследовательской практики) методологическую систему филолого-логико-философской интерпретации древних источников. Выявляя специфику древнего даосизма и его подхода к антропо-космической проблематике, он акцентирует отличие восточной логики мышления от привычных западных норм при сходстве рассматриваемых проблем (мизерность человека в соотнесении с окружающим миром; предначертанность путей бесконечных изменений во Вселенной, независимых от целей и нужд человека; краткосрочность жизни и непостижимость посмертного бытия; относительность жизненных ценностей; «фатализм, очень близкий детерминизму, вплоть до представления, что человеческий организм подобен машине»). В монографиях «Проблема ценностей» (1961), «Рассудок и наитие» (1985) Грэм анализирует различные социальные модели ценностных ориентации, проблемы бытия, разума, возникновения и функционирования мысли. Крупнейшим успехом его интерпретационной методологии является исследование «Поздняя моистская логика, этика и наука» (1978), ряд работ о трактате «Чжуан-цзы», в т. ч. о семи его аутентичных основных главах. Итоги своим исследованиям Грэм подвел в монографии «Полемисты (по вопросу) Дао» (1989), где рассматривается понимание дао в разных школах классической мысли (конфуцианстве, даосизме, мо цзя, иньян цзя, софистов и т. д.).
Соч.: The Book of the Liehtzu. L., 1960; The Problem of Values. L., 1961; Later Mohist Logic, Ethics and Science. L., 1978; The Seven Inner Chapters and other Writings.—«Chuang-tzu». L., 1981; Reason and Spontaneity. L.—Dublin, 1985; Disputers of the Tao. Philosophical Arguments in Ancient China. La Salle (Illinoice), 1989. Лит.: Chinese Texts and Philosophical Contexts: Essays Dedicated t A. C. Graham. La Salle (Illinoice), 1991.
П. М. Кожин
ГРЭМ Энгьюс Чарльз
ГРЭМ Энгьюс Чарльз
Источник: Новая философская энциклопедия
ГРЭМ (Graham) Энгьюс Чарльз
1919- 1990. Исследователь кит. философии. Проф. Лондонского ун-та, затем сотрудник Ин-та восточноазиат. философии в Сингапуре. В центре его работ - проблемы даос, и конф. философии, прежде всего их слабоисследованные, загадочные области и текстологич. аспекты. В более широком плане осн. проблематика работ Г. связана с теорией познания, его формами, спецификой выражения познаваемого и познанного в разных филос. школах. В первом цикле своих исследований Г. дал характеристику деятельности философов 11 -12 вв. Чэн И и Чэн Хао (1958), стоявших у истоков неоконфуцианства, предложил пер. памятника "Ле-цзы", приписываемого полулегендарному даос, мудрецу 4 - 3 вв. до н.э. Отмечал специфику даос, образа мышления, отличия его логики от привычных зап. норм и в то же время сходство его проблем с теми, что волновали зап. мыслителей: "мизерность человека в обширном мире; внечеловеч. дао, к-рому следуют все вещи, без цели и независимо от человеч. нужд; преходящий характер жизни; невозможность узнать, что приходит после смерти; бесконечность перемен, в к-рых возможности прогресса даже не подразумеваются; относительность ценностей; фатализм, очень близкий к детерминизму, вплоть до представления, что человеч. организм подобен машине" (1960). В кн. "Проблема ценностей" (1961) Г. рассматривает различные социологич. модели и способы их оценок, указывает пределы гуманитарных подходов к моральным, эстетич., науч. и мифологич. ценностям. В 1965 издан сб. его переводов поэм конца пер. правления дин. Тан (9 - нач. 10 в.). Следующий цикл исследований Г., подготовленный его статьями 50-х гг., воплотился в монографии "Позднемоистская логика, этика и наука" (1978), где исследуются проблемы, поставленные в главах 40 - 45 кн. "Мо-цзы" (5 - 3 вв. до н.э.), составляющих т.н. "Моистский канон" ("Мо цзин"). Работа отличается тщательностью текстологич. анализа, она впервые знакомит англоязычных специалистов с достижениями древнекит. логики и науки, в части, с принципами ведения науч. и политич. диспута, т.е. с той обл. знаний, к-рая подготовила понятийный аппарат, логич. принципы и риторич. приемы "чистых бесед" (цин тань) пер. Поздней Хань (1 -3 вв.). Цикл завершается монографией "Семь внутр. глав и др. разделы кн. "Чжуан-цзы" (1981). В монографии "Благоразумие и непосредственность" (1985) Г. предлагает "новый подход к проблеме факта и ценностей", указывая, что во многом рациональный, казалось бы, выбор цели и отношение к устойчивым ценностям определяются случайностью, интуицией, иррациональными побуждениями. В стремлении связать историю вост. обществ, мысли с зап. Г. прямо использует идеи Чжуан-цзы, "глубочайшего скептика того века, когда сомневались столь же основательно, как и в наш собств. век, и решительнейшего противника рационализма в тот момент, когда Китай был готов заключить себя в рамки логики, но не сделал этого". Two Chinese Philosophers: Cheng Ming-tao and Cheng Yi-chuan. L., 1958; The Book of the Liehtzu. L., 1960; The Problem of Value. L., 1961; Later Mohist Logic, Ethics and Science. L., 1978; The Seven Inner Chapters and other Writings from the Book "Chuangtzu". L., 1981; Reason and Spontaneity. L.; Dublin, 1985; Disputers of the Tao. Philosophical Arguments in Ancient China. La Salle (III), 1989. П.М.Кожин